Ваш город: Москва Казань
+7 (495) 967-66-70
academy@academy.ru

IT-обучение: пять расхожих мифов
Газета "Элитный персонал", 2002 г.

Малопонятные или недостаточно изученные явления легко обрастают самыми разными мифами. Не стало исключением и обучение IT-специалистов. Будучи новой для нашего рынка, эта область сложна для понимания неспециалистов, поэтому большинство рассуждений на эту тему не более чем досужие домыслы, не подкрепленные никакими реальными фактами.

Эта статья попытка разобраться в том, что же на самом деле представляет собой фирменное обучение и каких результатов от него можно ожидать.

Миф первый: ученого учить - только портить

Широко распространено мнение, что учеба необходима только новичкам. Опытный специалист и так знает, как работать с программным продуктом, а если и не знает, то разберется без посторонней помощи.

Статистический анализ анкет слушателей различных учебных центров показывает, что корреляция между опытом и оценкой практически отсутствует. Проще говоря, и опытные и начинающие специалисты - слушатели курсов - одинаково высоко оценивают пользу от обучения.

Многим неспециалистам кажется, что обучение (особенно фирменное, непродолжительное, но интенсивное) заключается только в передаче практических навыков работы с конкретными программными продуктами. На самом деле освоение стандартных операций характерно, как правило, для обучения рядовых пользователей, которым не нужно знать принципы работы программы. Специалистам же важно не просто уметь что-то делать, но и знать, почему делается именно так.

Более того, многие инструкторы, проводящие обучение, отмечают, что в ходе практический работы специалист осваивает в лучшем случае половину возможностей технических и программных средств. О многих эффективных возможностях выполнения своих повседневных обязанностей он узнает только на фирменных курсах.

Есть и еще один важный фактор в пользу обучения опытных специалистов – принципы работы и поведение обученного специалиста меняется с «реактивного» на «проактивное». Он начинает последовательно формулировать и проверять гипотезы, принимает меры для предотвращения проблем, а не решать их в экстренном порядке.

Миф второй: деньги в новую компьютерную систему вложены - работа наладится

Многие руководители абсолютно уверены, что работе с новым продуктом нужно обучаться после его закупки и установки, желательно в процессе работы. На самом деле все как раз наоборот: вначале нужно подготовить специалистов, а уже потом внедрять новый программный продукт.

Причин для такой последовательности действий несколько.

Во-первых, зачастую решения о закупке технических и программных средств принимаются на основе рекламы производителей и популярных статей. Если же специалист заблаговременно проходит обучение, он может познакомиться с продуктом в «боевой обстановке», поговорить с коллегами, уже имеющим опыт работы с таким же или альтернативным продуктом, обсудить с инструктором планируемое использование.

Во-вторых, переустановка программы или системы, поставленной неквалифицированным специалистом неправильно или некорректно, может обойтись гораздо дороже, чем стоимость обучения. Ведь подобные мероприятия могут парализовать работу всей компании на несколько дней. Если же проводить установку силами уже обученных специалистов, этих проблем можно избежать.

Миф третий: чем ученей, тем дороже

Многие HR-директора, отправляя своих сотрудников на обучение, опасаются, что они потребуют сразу же по возвращению прибавку к зарплате. Принято думать, что сертифицированные специалисты рассчитывают получать зарплату в несколько раз больше, чем несертифицированные.

По данным исследования, проведенного IDC среди 253 американских компаний, после сертификации специалисты получают примерно на 12% больше, чем до нее. Уровень заработной платы зависит от уровня полученной сертификации, опыта специалиста, выслуги лет. Но в любом случае, зарплата сертифицированных и не сертифицированных специалистов отличается не в «разы».

Кроме того, по данным того же исследования, в компаниях финансирующих обучение и сертификацию своих сотрудников, персонал отдела информационных систем поддерживает в среднем на 25% больше пользователей локальных сетей и на 55% больше серверов, чем в компаниях, не поощряющих сертификацию. Таким образом, даже более высокая зарплата сертифицированных специалистов многократно окупается их возросшей производительностью.

Миф четвертый: охота к перемене мест

«Обученные специалисты склонны к перемене места работы», - это утверждение по праву может занять первое место в рейтинге мифов об IT-обучение.

Однако все зарубежные исследования утверждают совершенно противоположенное. Специалист, прошедший обучение и сертификацию за счет фирмы, более лоялен по отношению к ней. Он понимает, раз фирма вкладывает деньги в его развитие, значит, его считают ценным и перспективным сотрудником, не собираются увольнять в ближайшее время, а возможно, даже планируют его повышение. Мотивированный таким образом сотрудник начинает работать значительно лучше.

С другой стороны, если специалист видит, что фирма упорно не желает вкладывать деньги в повышение его квалификации, он делает выводы не в ее пользу. Возможно, его не собираются долго держать на этой работе или у фирмы хронически не хватает денег, и в том и в другом случае сотрудник начинает думать о поиске нового места, работает в полсилы.

Не надо и преувеличивать склонность фирм к переманиванию чужих сертифицированных специалистов. Серьезная компания, заинтересованная в таких специалистах, скорее всего, будет обучать собственных сотрудников: они лучше знают специфику организации, обладают практическим опытом. А специалиста со стороны, даже сертифицированного, все равно надо какое-то время вводить в курс дела. А если он, поработав немного, опять уйдет туда, где больше платят?

И последний довод. На фоне сегодняшнего мирового кризиса в IT-индустрии уход сотрудника по собственному желанию довольно редкий случай. Многие, наоборот, проходят обучение за собственный счет, чтобы только упрочить свои позиции в компании и не потерять работу. По данным исследований, проведенных в США, таких людей вдвое больше, чем тех, кто проходит обучение с целью сменить место работы.

Миф пятый: сертификат важнее знаний

«Не важно, где ты учился, главное иметь сертификат на руках» - этот миф распространен уже среди самих IT-специалистов.

Некоторое время назад проблема «бумажных» сертификаций стояла очень остро. На рынке появилось большое количество специалистов, с целым набором престижных сертификатов, но не обладающих должной квалификацией. В основном, это были люди, подготовленные к сдаче экзаменов, но не имеющие настоящих знаний. Для того, чтобы оградить себя от подобных специалистов, компании-работодатели вынуждены были принять меры. Так, в большинстве фирм при приеме на работу стали проверять не только наличие сертификации, но и диплом обучающего центра. При этом все лучшие центры, где отвечают за качество обучения, хорошо известны на рынке. Надо сказать, что сегодня таких «бумажных» специалистов стало гораздо меньше, и не в последнюю очередь потому, что многие компании, выдающие сертификаты, усложнили свои тесты. Однако интересоваться при приеме на работу, где именно обучался специалист, стало нормой. Поэтому, решив пройти фирменное обучение, стоит со всей серьезностью подойти к выбору учебного центра.

К сожалению, это далеко не полное собрание мифов на тему обучения IT-персонала. Но надеемся, что нам удалось развеять хотя бы несколько самых стойких и популярных среди них. И последний совет. Если вы задумываетесь о необходимости обучения вашего персонала, опирайтесь не на домыслы и слухи, а на реальные факты - просмотрите статистику в интернете, посоветуйтесь со специалистами из учебных центров, и только потом сделайте свой выбор.

Оксана Крылова, 
Дмитрий Изместьев,
директор УЦ «Сетевая Академия»