Ваш город: Москва Казань
+7 (495) 967-66-70
academy@academy.ru

В Федеральном казначействе научились работать c технологиями Microsoft

"PCWEEK"

25.06.2010 г.

В конце июня стало известно, что проект обучения информационным технологиям сотрудников Федерального казначейства, реализованный совместными усилиями учебных центров (УЦ) ?Сетевая академия ЛАНИТ и ?Микроинформ, стал победителем всемирного конкурса Microsoft в номинации ?Образовательные проекты. Если говорить точнее, то названные учебные центры признаны ?наиболее влиятельными партнерами года в области обучающих проектов. Это первая победа российских УЦ в международном конкурсе такого масштаба. По словам президента Microsoft в России Николая Прянишникова, в нынешнем сезоне заявки на участие в нем подали около 3000 компаний из 110 стран. В том числе 91 заявка из России.

Заказчиком проекта было Федеральное казначейство России (ФК), насчитывающее свыше 55 тыс. сотрудников. По словам заместителя руководителя ФК Алексея Попова, общая стоимость проекта составила около 5 млн. долл. Причем эти деньги (в виде займа) выделил Всемирный банк реконструкции и развития (ВБРР) под очень низкий процент и со сроком погашения 17 лет.

Алексей Попов отмечает, что в конкурсе на право реализации данного проекта в свое время было подано пять заявок. Тандем ЛАНИТ — ?Микроинформ признан победителем по составному критерию, включающему предложенную цену и уровень компетенции (опыт реализации широкомасштабных обучающих проектов).

Исполнители проекта распределили между собой отдельные географические зоны. Кроме того, имела место и некоторая технологическая специализация: так, например, ?Сетевая академии ЛАНИТ взяла на себя подготовку учебных пособий, а ?Микроинформ? привнес в данный проект свою технологию оценки знаний. Степень участия исполнителей в реализации данного проекта члены консорциума не раскрывают. По некоторым сведениям, инициатором создания консорциума является ?Сетевая академия ЛАНИТ.

По словам Николая Прянишникова, работа с сотрудниками ФК стала самым крупным проектом очного обучения информационным технологиям Microsoft в России. Он был реализован в течение 21 месяца (2007—2009 гг.). В рамках проекта очное обучение прошли около 10 тыс. специалистов Федерального казначейства из 87 городов России.

Обучение было организовано в 668 группах; количество слушателей в каждой не превышало 20 человек. Общий объем обучения составил свыше 21 тыс. часов аудиторных занятий. Кроме того, 104 специалиста были направлены на стажировку в Германию для ознакомления с реализованными проектами разработки, внедрения и эксплуатации сложных информационных систем. При этом принимающей стороной в Германии выступила ?Боннская академия — авторизованный партнер Microsoft.

Сообщается, что при реализации данного проекта слушатели соответствующих курсов были поделены по тр?м категориям: начальники информационных и административных отделов (285 человек); специалисты ИТ-отделов (222 человека); функциональные пользователи (9463 человека). Участники первых двух групп (они приехали из 89 городов) проходили курсы в Москве, а очное обучение функциональных пользователей было организовано в 87 городах силами специалистов тандема ЛАНИТ — ?Микроинформ? или специально обученных местных преподавателей. Обучение сопровождалось входным и итоговым тестированием, а также промежуточным по завершении каждой темы. Группу инструкторов составляли специалисты, сертифицированные Microsoft, что являлось обязательным требованием контракта. Функциональных пользователей ФК (общий объем их курсов составлял 32 учебных часа) обучали базовым навыкам работы с ПК под управлением Windows и работе с Microsoft Word, Excel, Outlook. Программа для сотрудников ФК, ответственных за внедрение и использование ИТ, была серьезнее (от 40 до 128 часов в зависимости от категории специалиста) и включала следующие курсы:

  • основы управления проектами (Microsoft Project);
  • управление проектами создания информационных систем;
  • передовой международный опыт организации и управления ИТ;
  • практика ИТ-аутсорсинга. Организация и внедрение;
  • практика ИТ-аутсорсинга. Применение и контроль;
  • современные ИТ (c использованием продуктов Microsoft).

Разумеется, данному проекту предшествовала огромная работа по анализу бизнес-процессов и документооборота в организациях ФК. На основании этого определялись требованиям к необходимым знаниям и навыкам сотрудников как с точки зрения обмена отдельными документами и подготовки, так и с точки зрения участников этих процессов. Численность и персональный состав обучаемых определялся руководством 83 региональных управлений Федерального казначейства. По первому направлению к обучению привлекались в основном наименее подготовленные сотрудники, чья профессиональная деятельность связана с обработкой электронных документов.

Средняя стоимость обучения одного специалиста (включая оплату труда исполнителей проекта и затраты на командировки сотрудников) оказалось очень небольшой — всего 15 тыс. руб. Если бы обучение проводилось децентрализовано, его стоимость могла бы оказаться значительно выше. ?Мировая практика показывает, что проведение корпоративного обучения силами специализированных учебных центров с использованием наработанных годами собственных методик и ноу-хау более эффективно, — говорит основатель и генеральный директор УЦ ?Микроинформ Борис Фридман. — Результат этой работы является очередным доказательством целесообразности передачи исполнения такого рода образовательных проектов на аутсорсинг в специализированные учебные центры. Разумеется, при этом очень важна заинтересованность и активная позиция заказчика проекта, который должен отчетливо представлять себе цели и задачи корпоративного обучения.

Результат самооценки знаний Microsoft Windows, Word, Excel, Outlook функциональными пользователями Федерального казначейства

Результат самооценки знаний Microsoft Windows, Word, Excel, Outlook функциональными пользователями Федерального казначейства

После обучения доля сотрудников ФК, оценивающих свои знания Microsoft Windows, Word, Excel и Outlook на ?отлично?, сильно увеличилась, а доля тех, кто оценивал свое знание данных пакетов как ?плохое?, практически сошла на нет (см. диаграмму). В то же время практически половина выпускников данных курсов оценила свою степень владения этими пакетами оценкой ?хорошо?. Стало быть, им есть куда расти. Алексей Попов отмечает, что провед?нный проект — не единственная образовательная инициатива, реализуемая в Федеральном казначействе в рамках комплексной работы по модернизации ведомства.