Ваш город: Москва Казань
+7 (495) 967-66-70
academy@academy.ru

Интервью для журнала CIO
Журнал "CIO", 6'2003


«Учиться, учиться и учиться»,- 
так завещал нам…

Вопроса о необходимости учиться, учиться постоянно и всеми возможными способами для IT-специалистов конечно нет. Это очевидная истина. Невозможно представить себе в нашей области специалиста, который может эффективно работать, пользуясь лишь неким «базовым» набором знаний. Динамика в информационной области чрезвычайно высока. Постоянно совершенствуется техника, появляются новые решения и новые технологии, выпускаются новые программные продукты и новые версии существующих. Все это не просто поощряет специалиста к освоению нового материала, а делает невозможным его успешную деятельность без постоянной работы с новой информацией. Так что учатся все и все время.

Другое дело – когда, как и в какой форме происходит это обучение. Очевидно, для практикующего специалиста основной формой обучения является самостоятельное. Освоение техники и современного программного обеспечения – процесс, в котором нет границ. Более того, только успеешь освоить в общих чертах продукт – выходит новая версия и новый виток изучения этого продукта неизбежен. Информации для такой постоянной самостоятельной работы довольно много, с развитием Интернет она стала довольно легко доступной. «Всемирная паутина» предоставляет массу возможностей и получить необходимую техническую информацию и обсудить проблемы с коллегами в многочисленных форумах. В конце концов и техническая документация в «твердом виде» сейчас намного более доступна, чем еще 10 лет назад.

Тем не менее иные формы обучения (я имею ввиду аудиторную форму обучения с преподавателем и дистанционное обучение, которое также довольно широко представлено на рынке) также востребованы. Попробуем ответить на вопрос – в каких случаях и почему необходимо избрать ту или иную форму обучения?

По поводу дистанционного обучения можно сказать, что по сути своей это то же самостоятельное обучения, использующее специально подобранный и структурированный материал, снабженный упражнениями и контрольными вопросами, что безусловно облегчает усвоение и экономит время и силы. Основное преимущество этой формы обучения – это то, что специалист не отрывается совсем от основной работы, он доступен. Это, конечно, удобно руководителю, но в условиях интенсивной работы не позволяет специалисту полностью погрузиться в новый материал, что несколько снижает эффективность такой формы обучения.

В чем, на наш взгляд основные преимущества аудиторного обучения, когда специалист рядом с коллегами проходит интенсивный курс обучения под руководством опытного высокопрофессионального тренера? 
Попробуем их сформулировать:
· возможность для специалиста полностью «окунуться» в материал;
· обучение в специально оборудованном, оснащенном необходимым программным и аппаратным обеспечением классе;
· возможность сразу получить ответ на возникший вопрос у профессионального тренера, который не только глубоко знает предмет, а обладая обширными знаниями в смежных областях, может в этом диалоге вскрыть новые и не всегда документированные возможности предмете обучения;
· возможность профессионального общения с коллегами из других компаний;
· техническая консультационная поддержка слушателей курса после его окончания.

Итак, какие же мотивы движут специалистом и его руководителем при выборе аудиторной формы обучения?

Для руководителя:
· понимание необходимости постоянно искать методы повышения эффективности работы персонала;
· понимание того, что направление специалиста на обучения – это одна из форм поощрения персонала.

Для специалиста: 
· желание повысить эффективность своей работы;
· желание расширить кругозор, изучая новые продукты и технологии;
· желание поднять свой профессиональный уровень;
· желание повысить рейтинг как в своей компании, так и в среде профессионалов, занимающихся аналогичной деятельностью;
· приобретение сертификата специалиста по одному из направлений современных информационных технологий

Несколько слов о сертификации, раз уж пришлось упомянуть эту тему. Сейчас практически каждый вендор разработал систему сертификации по своим технологиям и продуктам. Сертификаты международного образца различных уровней безусловно не только престижны, но и нередко помогают карьерному росту. Есть, правда, одно противоречие, которое вряд ли скоро разрешится – специалисту лишний сертификат никогда не помешает, а вот его руководителю часто кажется, что это не просто ненужная трата времени и средств, а еще и опасный прецедент – сертифицированному специалисту проще найти хорошую работу, и, следовательно, если подчиненный хочет этот сертификат получить – не задумал ли он покинуть родной коллектив. Мировая статистика между тем доказывает, что сертифицированные специалисты работают эффективнее, компании, в которых они трудятся, успешнее на рынке. Да и сам руководитель частенько хвастается наличием в штате сертифицированных специалистов, особенно перед потенциальными заказчиками.

Еще один штрих к пониманию процесса обучения на курсах с тренером. Когда речь идет о курсах по таким сложным предметам как, например, эксплуатация современных сетевых и серверных решений, или разработка на базе современных платформ аудитория, которая собирается на курс состоит за редким исключением из практикующих специалистов довольно высокого уровня. В то же время тренер далеко не всегда относится к категории практикующих именно в этой сфере специалистов. Нет ли здесь противоречия? Сможет ли он научить чему то новому эту сложную аудиторию? Начну ответ с примера. Кто из специалистов, изучая новый продукт не сталкивался с ситуацией, когда что-то «не идет», что-то не соответствует тому, что написано в документации, что-то идет не так, как написано и тому подобное? Всегда ли у Вас доставало времени и терпения разрешить эту проблему и детально в ней разобраться, когда практически всегда ее можно обойти? Профессиональному тренеру этот путь заказан. Он обязан иметь ответ на любой вопрос. Даже если ситуация тупиковая, он в процессе подготовки к курсу эту проблему обязан всесторонне изучить.

Итак, получилось ли ответить на поставленные вопросы? Ясно одно – идеальная модель обучения – это сочетание всех существующих форм. Выбирать конкретную нужно отталкиваясь в первую очередь от цели, которая стоит перед компанией и перед конкретным специалистом. Всегда можно выделить ключевые направления и узкие места. И в первую очередь озаботиться тем, чтобы именно в этих звеньях уровень подготовки персонала не отставал от современных требований.

Левин Юрий,
директор по маркетингу УЦ «Сетевая Академия ЛАНИТ»