Ваш город: Москва Казань
+7 (495) 967-66-70
academy@academy.ru

Организационное, методическое и аналитическое сопровождение формирования сети федеральных университетов
Журнал "Университетское управление: Практика и анализ"

 

№5 (57), 2008

 

Проект «Организационное, методическое и аналитическое сопровождение формирования сети федеральных университетов»

Изместьев Д.В., Антонова А.С.
(НОУ УЦ «Сетевая Академия»)

 

В 2008 г. специалистами Сетевой Академии ЛАНИТ по заказу Федерального Агентства по Образованию был выполнен проект «Организационное, методическое и аналитическое сопровождение формирования сети федеральных университетов». 

Основной целью проекта был сбор и обобщение опыта создания первых федеральных университетов (ФУ), а также создание информационно-аналитических, консалтинговых и образовательных инструментов, способствующих успешному развитию и расширению сети ФУ. 

Информация, которая была собрана и проанализирована в процессе выполнения работ по проекту, выявила ряд проблем, которые стоят не только перед федеральными и недавно появившимися национальными исследовательскими университетами. Реформы высшего образования, которые протекают в России, ставят перед современными вузами цели, которые невозможно достичь, двигаясь прежним путем и используя прежние методы управления. Среди наиболее актуальных можно выделить:

  • Увеличение доли научных исследований, построение исследовательского университета.
  • Объединение нескольких образовательных учреждений в один университет.
  • Построение университета предпринимательского типа.
  • Переход в форму автономного учреждения.
  • Диверсификация источников финансирования.
  • Построение системы стратегического управления университетом.
  • Продвижение университета в российских и мировых рейтингах.
  • ... и т.д. и т.п.

Опыт, накопленный Сибирским (СФУ) и Южным (ЮФУ) федеральными университетами, а также Национальными исследовательскими ядерным (МИФИ) и технологическим (МИСиС) университетами, может пригодиться многим вузам, которые планируют переход в соответствующий статус. Не менее интересен этот опыт может быть и для тех образовательных учреждений, которые независимо от статуса стремятся к интенсивному развитию и соответствию высоким требованиям к качеству обучения. 

В рамках данного проекта был выполнен анализ сотен документов, как связанных с созданием и развитием сети федеральных университетов, так и описывающих опыт ведущих университетов по решению аналогичных задач в России и за рубежом. Результаты анализа сведены в ряд отчетов, рекомендаций и статей, опубликованных на информационно-аналитическом порталеhttp://univer.academy.ru

Однако процесс аккумуляции и передачи лучшей практики по созданию и развитию федеральных и национальных исследовательских университетов в данный момент налажен большей частью только на уровне личных контактов, что объясняется немногочисленностью данных вузов и огромным количеством стоящих перед ними принципиально новых задач. Поэтому не менее важной целью, которую преследовал данный проект, является разработка механизмов и инструментов, предоставляющих всем заинтересованным лицам доступ к разработанным информационно-аналитическим материалам и способствующих формированию активного и открытого экспертного сообщества. 

К работам над проектом в качестве экспертов и консультантов был привлечен широкий круг специалистов академического сообщества: ЮФУ, СФУ, МИФИ, МИСиС, ГУ ВШЭ, МГУ, КГУ и др. Проведено более 60 интервью с представителями органов власти, сотрудниками университетов, экспертами в области образования, представителями бизнес-сообщества. Была сформирована мобильная группа экспертов, которые могут оказывать консультационные услуги как по созданию и развитию федеральных и национальных исследовательских университетов, так и по ряду других задач, связанных с реформами высшего образования России. 

Для распространения результатов проектов также были разработаны специализированные информационные ресурсы:

  • Реестр информационно-аналитических, консультационных и образовательных услуг.
  • Интернет-портал: http://univer.academy.ru Кроме того был проведен ряд мероприятий:
  • Проблемные совещания по вопросам развития сети ФУ (июль-август 2008).
  • Обучение 32 человек из созданных и создаваемых ФУ по специальной программе обучения (октябрь 2008).
  • Конференция «Формирование сети федеральных университетов: ключевые подходы и принципы» (октябрь 2008).

Дополнительный эффект: 
продвижение федеральных университетов