Ваш город: Москва Казань
+7 (495) 967-66-70
academy@academy.ru

Сисадмины скроются в «облаках»

"www.bfm.ru"

06.09.2010 г.

С приходом технологии «облачных вычислений» сисадмины в сегодняшнем понимании профессии могут оказаться невостребованными.


Сегодня в каждой компании есть системный администратор, часто — даже не один. А если в штатном расписании фирмы такой должности нет, то наверняка среди ее сотрудников имеются несколько опытных пользователей, которые и играют роль сисадминов перед остальными сотрудниками. Но эта ситуация может в ближайшие 2–3 года кардинально измениться — сисадминов в компаниях не останется. К такому выводу пришли IT-преподаватели, решившие в начале нового учебного года подвести итоги своей 15-летней деятельности на ниве российского IT-образования.


Старейшие учебные центры в области информационных технологий ведут отсчет своего существования с 1995 года. Все, что было раньше — «доисторическая эпоха». Тогда все — и заказчики и IT-компании — вынуждены были сами разбираться, не редко методом «тыка», во всех программных и аппаратных решениях, появлявшихся на рынке. Причем, по словам сотрудников «Сетевой Академии ЛАНИТ», такая ситуация сложилась не только в России, но и во всем мире.


Но вот наступил 1995 год, с которого в России начинается история авторизованного IT-образования. Начало ему, по мнению участников рынка, положила компания Novell, программные продукты которой стали применяться на предприятиях, а для их администрирования требовались специалисты с соответствующей подготовкой. Она первой из компьютерных компаний запустила программу авторизованного обучения. Тогда-то и появились первые учебные центры, занимающиеся подготовкой специалистов в области информационных технологий. Ими стали «Саман» (в настоящее время «Саман-Мати»), «АйТи», «Сетевая Академия ЛАНИТ».


Кроме того, в 1990-е годы компьютеры стали широко применяться в бизнесе, в коммерческих компаниях и на предприятиях. Имевшихся программистов, которых в вузах готовили для работы с большими ЭВМ, было недостаточно для создания и обеспечения работоспособности зарождавшихся IT-инфраструктур. А вузы, в свою очередь, просто не успевали за требованиями рынка и не готовили соответствующих специалистов. Ну а последним камешком, запустившим «лавину» IT-обучения, стал выпуск в 1996 году Windows NT4.0 — первой серьезной серверной ОС. С этого момента начинается экспоненциальный рост IT-образования.


На заре становления рынка IT-обучения стал формироваться стандарт авторизованного обучения. Это и соответствующие учебные материалы, подготовленные вендором, и требования к учебным классам, к преподавателям. Поэтому компаниям, решившим заняться авторизованным обучением, пришлось сделать значительные вложения в подготовку преподавателей и создание необходимой учебной базы, а затем доказать вендору, что она готова правильно учить использованию его продуктов и решений. Также надо учитывать, что авторизованные курсы — это полноценная учебная программа. Тем более, это не столько обучение, сколько обучающий тренинг — около 50% времени курса отводится на практические занятия.


Отдельная тема в IT-обучении — сертификация, которая является системой оценки знаний специалиста, сродни вузовскому диплому. В 1990-е наличие сертификата было значимым преимуществом при устройстве на работу. Сейчас же это стало для большинства работодателей базовым требованием. Поэтому Microsoft, по словам менеджера по развитию бизнеса с учебными центрами Microsoft Марии Солодянкиной, недавно ввела две специальные сертификации: MS Архитектор и MS Мастер. Они предназначены для CIO. Сейчас в России таких людей единицы.


Директор «Сетевой Академии ЛАНИТ» Дмитрий Изместьев выделил две основные вехи в развитии российского рынка IT-образования. Так, мощный толчок российский IT-рынок получил в 2000 году. Тогда стали поступать немалые деньги из госсектора — за счет запуска крупных проектов по обучению. В подготовке госслужащих крупнейшими игроками стали «АйТи», «Сетевая Академия ЛАНИТ» и «Микроинформ». Дмитрий Изместьев отметил, что в российской IT-индустрии незамеченным прошел 2001 год, который на Западе стал «черным». Именно тогда произошел крах экономики .com, в рамках которой огромные средства были безрезультатно инвестированы в интернет-технологии, в интернет-проекты. В России в это время рынок продолжал расти.


Очередной заметной вехой руководитель «Сетевой Академии» считает наше время, когда мир изменился — Интернет оказался вездесущим. Можно наблюдать повсеместную интернетизацию и электронизацию. «Взять те же учебные центры — мы задумываемся о замене бумажных учебных материалов на именные pdf-файлы для планшетников. Если вендоры дадут добро, то центры готовы на это пойти. Сейчас все мы находимся на развилке — нет четкого представления, в каком направлении следует двигаться, — рассказал Дмитрий Изместьев. — Кстати, сами вендоры в этом направлении уже двигаются. У той же Microsoft появилась онлайн-библиотека учебных материалов для учебных центров. А преподаватели уже давно получают учебную литературу в электронном виде. Схожим образом поступила IBM, организовавшая центр, в котором собрала образцы всего своего оборудования и организовала удаленный доступ к этой технике для своих «учебных» партнеров».


Тем не менее, участники рынка все же отмечают некоторые тенденции. Одна из них — широкое использование технологий дистанционного обучения (ДО). По словам руководителя учебного отдела «Сетевой Академии ЛАНИТ» Сергея Третьякова, сегодня ДО — электронный инструмент для очного, заочного и самостоятельного обучения. Такие технологии появились давно, но активно использоваться стали только сейчас, когда сформировалась достаточно развитая всемирная инфраструктура передачи данных. Таким образом, ДО стало технически возможным и экономически доступным.


Еще одной особенностью современного рынка IT-образования можно назвать увеличение доли пользовательского обучения. Уровень компьютерной грамотности растет, люди начинают понимать ценность для своей работы каких-то особенностей, например, стандартного офисного ПО. Да, они знают и умеют обращаться с базовым функционалом офисных приложений. Но ведь это только малая часть возможностей таких программных продуктов. И люди идут учиться.


Также развитию индивидуального обучения способствовал кризис. Дело в том, что во многих организациях IT-специалистов сократили и появившееся свободное время они решили потратить на обучение.


Кстати, если говорить о кризисе, то, по данным IDC, провал российского рынка IT-обучения составил в целом около 40%, а его объем уменьшился до 120 млн долларов. При этом больше всего пострадал корпоративный сегмент. В то же время требования к учебным курсам со стороны корпоративных заказчиков значительно возросли. Так, нередко компании целиком выкупали учебные курсы и просили изменить учебную программу под их конкретные нужды.


Еще одна тенденция заключается в том, что учебные центры все больше не конкурируют между собой, а сотрудничают. По крайней мере, в работе с госсектором. Причиной тому очень крупные проекты, предусматривающие очное обучение сотрудников органов власти. Причем в сжатые сроки — как всегда, запуск проектов затягивается, и они стартуют только в третьем-четвертом кварталах. Примером тому могут служить проекты, реализованные «Сетевой Академией ЛАНИТ» и учебным центром «Микроинформ» в Федеральном казначействе России, Академией «АйТи» в «Поддержку судебной реформы» или в рамках нацпроекта «Образование».


Эти и другие изменения привели к тому, что учебные центры занялись даже поиском новых форм преподавания. Так, например, «Сетевая Академия ЛАНИТ» планирует запустить осенью текущего года персональное обучение. Необходимость в такой форме появилась, когда стало ясно, что учебные группы по тем или иным направлениям не формируются, не набираются. Поэтому было решено запускать обучение неукомплектованных групп. При этом преподаватель может значительно больше внимания уделять своим ученикам. То есть слушатель обучается фактически по индивидуальной программе — как у репетитора.


Генеральный директор учебного центра «Микротест» Наталья Петрова считает, в свою очередь, что последние экономические и технологические изменения требуют внесения серьезных корректив в процесс IT-образования. «Заказчик стал требовать бо?льшей кастомизации учебного продукта. Сформировался спрос на удаленные курсы, позволяющие экономить время и финансовые ресурсы, а также получить более четкую обратную связь об усвоении знаний, получении компетенции, — отмечает Наталья Петрова — Изменение технологий повлекло за собой изменение методологии создания учебного контента и проведения обучения. Что же касается SaaS-сервисов, эта услуга становится все более и более востребованной нашими клиентами-коллегами: корпоративными учебными центрами крупных компаний».


Ректор Академии «АйТи» Игорь Морозов считает, что в новых условиях особенно возрастут требования к информационной безопасности, и соответствующие специалисты будут особенно востребованы компаниями. В связи с этим, по его словам, Академия «АйТи» планирует расширять направление по обучению в сфере информационной безопасности и защиты персональных данных. Так, ею уже разработаны курсы по «облачным» вычислениям и центрам обработки данных.


В «Сетевой Академии ЛАНИТ» предполагают, что главные изменения в работе учебных центров, специализирующихся на подготовке IT-специалистов, еще впереди. Причиной изменений послужат технологии Cloud Computing («облачных вычислений», «облака») и виртуализации. Ожидается, что с развитием этого направления бизнеса если не все, то очень многие компоненты IT-инфраструктуры заказчика будет выноситься в эти самые «облака». Соответственно компании перестанут нуждаться в услугах системных администраторов. «Профессия сисадмина начнет умирать, — считает Сергей Третьяков. — Но она не исчезнет. Администраторов станет меньше, но они будут очень грамотными. Это вызов учебным центрам на ближайшие 2–3 года. Такое развитие ситуации изменит аудиторию учебных центров — у них будет мало слушателей, но много сложных и глубоких учебных курсов. Общего потока, который есть сейчас по многим направлениям обучения, просто не будет».


Отчасти с этим согласны представители и других учебных центров. Так, по мнению Игоря Морозова, с ростом скорости доступа к удаленным серверам, а также с увеличением скорости беспроводного доступа бизнес перейдет на IT-аутсорсинг. В этой связи повысится число компаний, оказывающих профессиональный сервис. При этом требования к квалификации IT-специалистов будут расти, их роль и функции в компаниях будут меняться, но они не потеряют свою востребованность на рынке труда. «В компаниях, в любом случае, всегда нужны специалисты для поддержки пользователей. Скорее всего, произойдет их дифференциация — часть специалистов станут администраторами облачных вычислений, другие будут заниматься поддержкой пользователей, — считает Игорь Морозов. — Стоит отметить, что облачные вычисления — лишь одна из технологий, появившихся за последние годы. На IT-рынке постоянно появляется огромное количество новых технологий и они, безусловно, меняют рынок труда и оказывают влияние на линейку продуктов, предлагаемых учебными центрами, которые отвечают этим нововведениям. Из-за развития технологий IT-специалисты должны постоянно повышать квалификацию, а иногда и менять свою специализацию в IT-сфере. Тем не менее, роль IT-специалистов, как таковых на рынке остается стабильной и имеет тенденцию к повышению.


Также не спешит ставить «крест» на сисадминах и Наталья Петрова, — «Мы считаем, что востребованность системных администраторов меньше не станет, но к ним будут предъявляться совершенно иные требования, как с точки зрения технологических знаний, так и с точки зрения новых подходов в управлении IT-процессами. Поэтому мы планируем вывести новую линейку учебных продуктов, и их разработку будем вести с такими лидерами IT-рынка как Cisco, Microsoft, IBM. Кроме того, мы сами планируем использовать эти технологии для IT-образования, а также технологии удаленного виртуального обучения.»