• RU EN
  • +7 (495) 967-66-70
  • Прочитай у нас курс
  • academy@academy.ru
Ваш город: Москва Казань
Регистрация Вход
Задать вопрос Корзина пуста
  • О нас   
    • Направления обучения
    • Формы обучения
    • Инфографика
    • Программа лояльности
    • Пресс-центр
    • Учебным центрам
    • Реквизиты
    • Сведения об организации
  • Курсы  
  • Услуги  
    • Проектные услуги
    • Консалтинговые услуги
    • Организация обучения
    • Разработка учебного контента
    • Платформы и готовые решения
  • Контакты  
Главная страница | Об Академии | Публикации | Пресс-центр
ПОИСК
 

МЕНЮ
Сведения об образовательной организации
Формы обучения
Вакансии
Фотогалерея
Академия в цифрах
Пресс-центр
Учебным центрам
Реквизиты
Деятельность в сфере информационных технологий
ВЕНДОРЫ
ГК Астра
РЕД СОФТ
Arenadata
Р7
Киберпротект
Скала^р
Postgres Professional
Altex Soft
Kaspersky
Базальт СПО
НТЦ ИТ РОСА
НОРБИТ
МойОфис
Microsoft
MS Office
Cisco Systems
Курсы по технологиям VMware
Avaya
Dell Technologies
Check Point
Oracle
IBM
Huawei
SUSE Linux
Micro Focus
ВСК Университет
1С
Orion soft
МТС-линк
Все вендоры
НАПРАВЛЕНИЯ
Импортозамещение
ГИС ЖКХ
Linux
Python
Платформа и решения ТУРБО
Информационная безопасность
Big Data Science
Авторские курсы по технологиям Microsoft
Бизнес-аналитика
Администрирование ОС
Администрирование БД
IT-менеджмент
Виртуализация
Java
Курсы для пользователей ПК
Курсы для разработчиков
Бизнес-менеджмент
Бизнес-тренинги
Программирование и СУБД
Разработка БД
Сетевые технологии
Тестирование ПО
Управление проектами
Все направления
ПУБЛИКАЦИИ

Специфика обучения ИТ-специалистов в России

Специфика обучения ИТ-специалистов в России


ИТ-отрасль в России очень молода - средний возраст ИТ-менеджера составляет 25-26 лет, и с каждым годом эта профессия все «молодеет». Между тем отрасль стремительно развивается, появляются все новые технологии, новые сферы применения ИТ-технологий, а значит – возникает все большая потребность в «рабочих руках».

И вот к 2007 году в России сложилась ситуация кадрового голода. Нехватку квалифицированных специалистов ощущают сегодня многие отрасли экономики, и это несмотря на то, что практически каждый технический вуз каждый год выпускает большое количество ИТ-специалистов.

Каковы же причины такой ситуации и в чем специфика обучения ИТ-специалистов в России?

 

 

Взаимоотношения ВУЗов и ИТ-компаний

Первая причина очевидна:  к сожалению, российская высшая школа не дает ИТ-компаниям стопроцентно подготовленных специалистов. Одним из препятствий на пути развития ИТ-образования, отвечающего требованиям сегодняшнего дня, является структура утвержденных учебных программ для вузов. Дело в том, что вузы по-прежнему больше ориентированы на подготовку студентов к научной карьере, чем к практической деятельности, хотя понятно, что 90% студентов идет работать именно в бизнес. В программах вузов до 60% времени отводится на обязательные дисциплины – а такая негибкая структура не дает вузам возможности менять программы обучения, отражая новые тенденции в области.

Поскольку компании очень нуждаются в ИТ-специалистах, выпускников- «полуфабрикатов» все равно приходится принимать на работу. Но молодой специалист, даже получивший образование в лучшем вузе страны, все равно нуждается в «доработке»: его надо доучивать, учить практике, на что уходит от 3 до 6 месяцев, а для многих специальностей - и больше (порядка 3 лет). Нельзя не отметить также, что знания в ИТ-сфере устаревают очень быстро, поэтому, после получения высшего образования, эти специалисты  все равно должны постоянно повышать квалификацию.

Решаема ли проблема разрыва между уровнем высшего образования и потребностями ИТ-рынка? Конечно, решаема.

Для выпуска достаточного количества востребованных на рынке специалистов необходимо провести ряд работ по изменению структуры специальностей, связанных с информационными технологиями,  причем вузам этот вопрос надо прорабатывать обязательно в плотном взаимодействии с ведущими ИТ-компаниями. Этот процесс должен сопровождаться совершенствованием стандартов высшего образования, приближения их к мировому уровню.

Выделим  несколько действенных шагов решения задачи приведения молодых ИТ-специалистов к уровню запросов российского ИТ-рынка:

1. Необходимо уменьшение времени, отводимого в вузах на изучение обязательных дисциплин, до 25-30% от общего объема. Это могло бы помочь сделать программы обучения более гибкими, дать возможность вводить в программу предметы, содержащие актуальную информацию. Для увеличения темпов обновления учебных программ важным шагом может стать также создание механизма межвузовского обмена разработками, методикой преподавания, т.к. у разных вузов накоплен определенный опыт адаптации программ под потребности рынка.

2. Очень важным шагом решения задачи становится взаимодействие Учебных Центров, занимающихся дополнительным, авторизованным обучением, и вузов. Вузы дают учащимся фундаментальную подготовку, а учебные центры помогают выпускникам вузов соотнести полученные знания с бизнес-практикой и, при необходимости, обновлять эти знания. Первые успешные совместные проекты по подготовке ИТ-специалистов в бакалавриате, магистратуре и программах дополнительного образования уже делаются. К примеру, Сетевая Академия совместно с МГУ им. Ломоносова принимает участие в проекте ВКШ «Эксперт» - программе дополнительного образования, готовящей кадры для современного бизнеса.  

3. Надо организовать привлечение специалистов-практиков из сферы ИТ к разработке образовательных стандартов и преподаванию в вузах;

4. Очень полезной методикой, к сожалению, пока редко используемой, являются стажировки студентов в ИТ-компаниях с возможностями последующего трудоустройства или же специальная подготовка студентов под заказ той или иной ИТ-компании.

Можно отметить как положительную тенденцию то, что в последнее время вузы стали стараться корректировать свое фундаментальное образование под потребности бизнеса.  Если этот процесс будет развиваться успешно, через несколько лет вузы будут выпускать большое количество студентов, полностью готовых к работе в бизнес-структурах.

 

 

Дополнительное обучение как средство решения вопроса нехватки кадров

Еще одна причина нехватки в России действительно высококвалифицированных специалистов ИТ-сферы заключается в том, что в ИТ-бизнесе технологии развиваются так стремительно, что человек, выключенный из профессии на непродолжительное время, уже не может считаться профессионалом. Специфика отрасли заключается в том, что ИТ-специалист должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать новыми, уметь и, что немаловажно, хотеть быстро обучаться новым продуктам и технологиям. Эффективное внедрение и эксплуатация современных информационных систем невозможны без отлаженной системы оперативной подготовки специалистов. Но процесс подготовки профессионалов для современного ИТ-бизнеса осложняется тем, что  связь между высшим образованием и остальными формами образования (дополнительное, авторизованное) в России пока практически отсутствует, и это – серьезная проблема, которая должна решаться, в первую очередь, на государственном уровне, т.к.  необходимы изменения в нормативно-законодательной базе.

То, что возможно делать в существующей ситуации в России, делается Учебными Центрами, предлагающими авторизованное обучение – наиболее гибкую форму обучения, ориентированную на получение практических навыков. Именно за краткосрочными курсами будущее ИТ-образования в России, поскольку именно эта сфера нуждается в образовании мобильном, гибком, легко подстраивающемся под потребности бизнеса. Доказано, что обучение на авторизованных курсах, выпускаемых компаниями-производителями, является наиболее эффективным способом обучения, и  причины этого очевидны:

§          Производитель, занимающийся разработкой продукта и программой обучения по его использованию, лучше всего знает об устройстве продукта, его особенностях. Ведущие компании-производители регулярно, по несколько раз в год, обновляют как курсы, внося в них новые знания, так и системы сертификации специалистов.

§          Система обучения охватывает весь спектр продуктов компании-производителя.

§          Курсы предназначены для всех категорий специалистов, так что каждый может выбрать необходимый уровень - в параметрах курса указаны требования, уровень необходимой предварительной подготовки.

§          Фирменные курсы построены в виде интенсивных технических тренингов (40% лекций, 60% практических занятий). Знания, умения и навыки, которые специалист получает на курсах, четко определены и сформулированы, а обучение построено на основании практических примеров.

§          Инструктор имеет и преподавательский, и практический опыт, сертифицирован производителем, что гарантирует качество преподавания.

§          Авторизованные курсы связаны с системой сертификации.

Но здесь мешает специфически российская проблема: российские ИТ-специалисты традиционно не любят систематично учиться. При том, что в последние годы наблюдается положительная тенденция, данные опроса, который был проведен в  2007 году среди посетителей сайта www.academy.ru, не очень утешительны: российские ИТ-специалисты по-прежнему в большинстве своем предпочитают учиться по книгам, у коллег и на собственных ошибках (см. рис.).

Результаты опроса

 

Конечно, в самообразовании нет ничего плохого, но, как мы уже отметили, в обучении на авторизованных курсах важно именно то, что вендоры постоянно следят за качеством курсов, обновляют их, устанавливают стандарты. А кроме того, обучение в классе имеет еще ряд дополнительных преимуществ, которые нельзя получить, просто читая книгу:

§          В классе специалист получает отработанные и проверенные опытом (в том числе опытом инструктора и коллег, пришедших на обучение) знания и навыки, которые он может использовать в дальнейшем.

§          В  классе ученик может пробовать,  проводить эксперименты, делать ошибки и исправлять их, используя  учебное оборудование, что совершенно невозможно сделать на рабочем месте, не нанося урон дорогостоящему ИТ-оборудованию

§          По каждому курсу существует учебник – полный конспект курса, а это значит, что слушателям не нужно делать заметки, и они могут сконцентрировать внимание на основном материале, а к учебнику обращаться потом, в процессе работы.

§          Обычно курсы проводятся для небольших групп, что позволяет инструктору уделять достаточно внимания каждому участнику тренинга и корректировать ошибки или помогать разбираться с проблемами.

§          Учебный центр гарантирует качество обучения - так, например, в Сетевой Академии слушатель имеет право в течение 3 месяцев обращаться к своему инструктору за помощью, с любыми вопросами. И, как показывает практика, слушатели пользуются этим правом не только 3 месяца – инструктор не отказывает в помощи своим студентам, даже если они обучались полгода или год назад.

В России в вопросе дополнительного обучения в последний год наблюдается положительная тенденция – все большее количество работодателей ИТ-сферы понимает выгоды дополнительного авторизованного обучения. Работодатели также поняли, что сертификация от вендора является «знаком качества» специалиста: у большинства вендоров в описании сертификации прописано, какими именно знаниями, умениями и навыками обладает специалист, получивший данную сертификацию, а значит, руководитель понимает, чего именно он может ожидать и требовать от специалиста. Да и сами ИТ-специалисты, как показывает опрос на нашем сайте, также начинают больше ценить в дополнительном обучении, в первую очередь, возможность систематизировать имеющиеся знания.

При всех имеющихся положительных тенденциях ясно одно: в России не появится большого количества квалифицированных специалистов, пока не будут проведены усовершенствование высшей школы и сферы дополнительного образования. Но это не только вопрос изменений в учебных структурах. Дело в том, что,  пока существует такой кадровый голод на ИТ-специалистов в России, ИТ-компании просто будут вынуждены брать неподготовленных специалистов, без образования и сертификации, чтобы как-нибудь, наскоро обучить их самым необходимым технологиям. В результате, в ИТ-компаниях работают специалисты, не получившие систематизированного обучения, их знания неполны, а итог – ошибки, влекущие за собой зачастую очень немалые потери оборудования, денег, времени.

Для решения этого противоречия необходимо не только искать пути взаимодействия ИТ-бизнеса и образовательных учреждений, но и продолжить программу формирования у ИТ-специалистов понимания важности систематического образования, постоянного самосовершенствования. Важно проводить работу, которая уже много лет проводится на Западе - демонстрировать ИТ-специалистам важность и ценность авторизованного обучения,  полезность сертификации. И в эту работу необходимо включиться не только обучающим компаниям, но и компаниям-производителям программного обеспечения, и всему российскому бизнесу, заинтересованному в подготовленных качественных  ИТ-кадрах.

 

 

Изместьев Дмитрий Владимирович – директор, кандидат  экономических наук;

Гаврилова Ольга Анатольевна – директор по маркетингу.

 

Об академии | Курсы | Расписание | Услуги | Карта сайта | Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, ул. Доброслободская, 5.
Телефоны: +7 (495) 967-66-70 , 967-6695; Факс: (499) 265-5101
e-mail: academy@academy.ru

ЗАДАТЬ ВОПРОС
Скоро Вы получите запрошенную информацию на указанный адрес электронной почты