Круглый стол на тему дополнительного образования
Круглый стол на тему дополнительного образования
28 ноября 2005 г. в "Комсомольской правде" прошел круглый стол на тему: "Дополнительное образование – достижения, проблемы, тенденции".
На встрече поднимались актуальные вопросы о сегодняшней востребованности специалистов, обсуждались проблемы повышения квалификации персонала в строительстве, ЖКХ, информационных технологиях, системы современных образовательных стандартов в области дополнительного образования.
С.В. Еремин, исполнительный директор УЦ "Сетевая Академия ЛАНИТ", выступил с речью о современной подготовке ИТ-специалистов, вот некоторые аспекты его выступления:
"Исторически сложилось, что в основой повышения квалификации в ИТ-отрасли последние десять лет являлась система авторизованного обучения. Что это такое? Каждая компания-производитель, которая разрабатывает какие-то продукты или услуги, поддерживает одновременно с выпуском этих продуктов и услуг систему учебных курсов и сертификаций. Причем, сертификации фактически играют роль отраслевых стандартов на владение теми или иными технологиями.
Чем отличается ИТ-индустрия в целом, и в нашей стране, в частности? Огромные темпы роста. Порядка 25 процентов она показывает все последние годы. То есть, если брать сферу не только ай-ти, но еще и коммуникаций, ИКТ, как их называют, то это самая быстро развивающаяся отрасль в России. Вот тут много говорили о прикладных информационных технологиях. То есть, каждый человек в свой основной деятельности должен знать основы компьютера и офисные технологии. Без этого уже никуда, это компьютерная грамотность. Но ведь это лишь малая часть ИТ.
ИТ-индустрия – это в первую очередь наукоемкие и высокотехнологичные разработки, это сложное аппаратное и программное обеспечение, это новые стандарты информационного обмена. Оборудование и программное обеспечение космических станций, сеть Интернет, новые функции в мобильных телефонах, и многое-многое другое. ИТ в России сейчас является одной из немногих областей, развитие которой может реально вывести Россию из того кризиса, в котором наша страна сейчас находится. Я имею в виду сырьевую иглу – то есть, в основном мы сейчас живем за счет экспорта сырья. И руководство страны это понимает, о чем говорит программа развития технопарков.
Так вот, исторически так сложилось, что наукоемкая составляющая информационных технологий в России развита хорошо, есть серьезные научные школы. В старых НИИ очень много было хороших технических специалистов, которые многие инновации разработали. Одно плохо. Что технологически мы слабы. То есть, те инновации, которые в России много лет возникали, аккуратно уходили на запад и там уже превращались в конкретные технологии. И сейчас в итоге, как вот мы уже все согласились, отрасль информационных технологий совершенно англоговорящая, т.е. все технологии приходят к нам с запада. Даже те идеи, которые возникают здесь, все равно воплощаются на западе.
К сожалению, это та реальность, в которой мы живем. При этом очень хочется, чтобы отрасль все-таки развивалась лучше, чем она развивалась в последние годы. Чтобы и инновации в нашей стране продолжали возникать, и чтобы они реализовывались также у нас. Единственный шанс это сделать – это правильно учить молодое поколение, ну и раз мы говорим о дополнительном образовании, доучивать тех, кого уже обучили в последние десять лет.
В Сетевой Академии ЛАНИТ много лет преподаются авторизованные курсы, по сути, это краткосрочное повышение квалификации. В основном, это недельные курсы, около 40 академических часов. Иногда они объединяются в более длительные программы, но все равно такое обучение в большой степени рассчитано на тех людей, которым нужны практические навыки, либо обновление знаний просто для того, чтобы успеть за темпами роста отрасли.
При этом не решается задача наличия у этих людей фундаментальных знаний. А ведь отрасль ИТ, как и любая другая наукоемкая отрасль, не может существовать без научного фундамента. Фундамент должны закладывать вузы. Какова же картина там? Я сам являюсь выпускником одного из ведущих московских технических вузов и до сих пор вспоминаю, что нас на пятом курсе учили, например, системам управления базами данных, которые уже десять лет как вообще нигде не использовались. Это о чем говорит? Академическое образование в сфере ай-ти, сейчас находится в упадке, по всей стране. Технические вузы выпускают большое количество специалистов, которые в принципе могли бы работать в ай-ти, но, к сожалению, ай-ти компании их не готовы брать.
Либо другой вариант, известный мне на собственном опыте. Я несколько лет руководил Департаментом разработки программного обеспечения холдинга ЛАНИТ. За это время мы приняли на работу много выпускников вузов. Приходилось вкладывать огромное количество усилий и времени прежде, чем они становились специалистами и начинали работать в полную силу. У нас этот период “доучивания” внутри компании длился от полугода до года, но в отдельных подразделениях холдинга, насколько мне известно, он занимает и несколько лет. Для компании это огромные затраты, которых мы бы с удовольствием избежали.
Откуда же взяться “правильным” специалистам? Буквально в последние четыре года наконец-то возникла база на уровне высшего образования в виде утвержденного гос. стандарта по специальности “Информационные технологии” на уровне бакалавриата и на уровне магистратуры.
К сожалению, в сфере дополнительного образования ситуация похуже. Есть ряд одобренных образовательных программ, год назад их было около 4, не знаю добавили ли что-то еще. Я имею в виду программы объемом свыше тысячи академических часов, то есть, проф.переподготовку с присвоением дополнительной квалификации. Это то, что позволяет людям реально получить квалификацию ИТ-специалистов.
Их вообще мало - программ, утвержденных на уровне государственного стандарта. И еще меньше учебных заведений, которые занимаются дополнительным образованием по этим стандартам. В частности, два года назад Сетевая Академия ЛАНИТ и факультет вычислительной математики и кибернетики МГУ совместно запустили такой проект. Он называется Высшая Компьютерная Школа “Эксперт” и позволяет всем желающим получить дополнительное к высшему образование в сфере ИТ, и стать высококвалифицированным специалистом. Мы взяли три наиболее востребованных в настоящий момент специальности.
Это: администрирование информационных систем и сетей, информационная безопасность и разработка корпоративных приложений на платформе “Java 2 Enterprise Edition (J2EE)”. И разработали образовательные программы по так называемому дуальному принципу, широко в мире известному.
Дуальность заключается в сбалансированности теории и практики, фундаментальности и новизны. Это двухлетнее вечернее обучение, очень серьезного уровня. Если говорить о стоимости, то стоимость для такого рода обучения довольно мала. В этом году она составляла 5500 долларов за два года обучения на базе МГУ, и около 4000 на базе Московского государственного института радиотехники, электроники и автоматики (технического университета), также являющегося базой ВКШ. При этом наши студенты получают уникальные возможности. А именно – они получают фундаментальную базу, которую обеспечивает вуз, и которая в будущем позволит им держаться на плаву в бурной реке ИТ.
В частности, вузовская часть программ во многом ориентирована на международный стандарт Computing Curricula 2001. Также слушатели ВКШ получают доступ к самым современным технологиям на базе Сетевой Академии ЛАНИТ, практические навыки, которые им позволяет быстро трудоустроиться и начать полноценно работать в ведущих компаниях России. И, наконец, очень многого стоит возможность посещать специализированные научные семинары. То есть, люди получают то, чего нет ни у выпускников вузов, ни у выпускников курсов повышения квалификации. ВКШ “Эксперт” активно развивается, и мы надеемся, что многие сотни и тысячи специалистов с техническим образованием, которые сейчас чувствуют свою невостребованность, смогут реализовать свой потенциал, пройдя проф. переподготовку в рамках Школы. Полная информация есть на сайте www.hcse.ru.
Учиться приходят в основном две категории специалистов: ИТ-специалисты, которые хотят систематизировать накопленные практическим путем знания, получить фундаментальное образование, и люди, которые работают по смежным техническим специальностям, но хотят получить квалификацию именно в престижной сфере ИТ.
А обучение в ВКШ позволяет переквалифицироваться быстрее, чем, скажем, в случае получения второго высшего образования, которое длится минимум 2,5 года. Да и учиться можно без отрыва от работы. А зарплата ИТ-специалиста в настоящий момент позволяет в достаточно краткие сроки окупить инвестиции, вложенные в обучение в ВКШ “Эксперт”. У нас учатся, например, инженеры-математики, физики, химики, выпускники педагогических вузов. Кстати, учатся и студенты 4-5 курсов. Обучение в ВКШ позволит им получить по окончании обучения сразу 2 квалификации специалиста – по специальности первого высшего, и по ИТ-специальности".
Закончилось обсуждение приведением одной весьма примечательной цитаты: “Образование как деньги, его нужно иметь много, иначе все равно будешь выглядеть бедно.” Все присутствующие сошлись на том, что дополнительное образование весьма актуальное в наше время подспорье к базовому, и для его продвижения требуется весьма активная поддержка всех заинтересованных сторон, и в первую очередь, со стороны государства.