Кто в очереди на ИТ-обучение?
Кто в очереди на ИТ-обучение?
http://www.connect.ru
Светлана Арянина
10 сентября 2012 г.
Пресс-конференция «Сетевой Академии ЛАНИТ», посвященная итогам минувшего учебного года, состоялась после того, как ее основные конкуренты уже сообщили о результатах своей работы. Открывая встречу с журналистами, директор учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ» Дмитрий Изместьев постарался заинтриговать представителей СМИ, обратив внимание на один неожиданный факт.
Оборот учебного центра "Сетевой Академии ЛАНИТ" в минувшем году увеличился на 30% (29,7%, если быть точным). Большинство аналогичных компаний также объявили о высоких темпах роста бизнеса – свыше 20%, что превосходит динамику развития вендоров и рынка в целом. Возможно ли такое? Ответить на поставленный вопрос помогла презентация Дмитрия Изместьева под названием "Расширяя границы ИТ-обучения".
В последние годы на рынке дополнительного образования спрос превышал предложение, ощущалась нехватка компаний, которые на профессиональной основе занимаются обучением взрослых. Заполнить образовавшуюся брешь постарались учебные центры, которые специализируются на обучении информационным технологиям. Эффект превзошел ожидания. Компании вовремя уловили тренд и сориентировались в правильном направлении, в очередной раз доказав, что ИТ-обучение – одно из самых эффективных в мире.
За полтора десятка лет (примерно с середины 80-х, когда информационные технологии появились в привычном нам виде, и до 2000 г.) было подготовлено, по некоторым оценкам, 10 млн ИТ-специалистов. Спрос на профессионалов в данной сфере, как и требования к ним, высокие, работа ответственная, и система обучения должна была быть соответствующей.
По словам Дмитрия Изместьева, предлагаемое вендорами авторизованное обучение – самая эффективная форма обучения. Во-первых, она учитывает специфику обучения взрослых, во-вторых, очень высокое качество пособий и методических материалов, в-третьих, способы передачи знаний не зависят от конкретных людей, их легко осваивают третьи компании.
По мере эволюции учебных пособий (от программ, авторизованных курсов, издания учебников к созданию дистанционных курсов и видеоматериалов) повышалось их качество. Возможности современных учебных центров во многом зависят от используемых пособий. Одни компании довольствуются авторизованными курсами, другие идут дальше, предпочитают создавать отделы, а то и фабрики по производству своих обучающих материалов, в том числе для дистанционного образования, видеоролики и т.д.
«Сетевая Академия ЛАНИТ» также развивает производство учебных материалов. Десятки сотрудников компании овладели тонкостями создания пособий. Некоторыми секретами работы и ноу-хау, внедренными на этом производстве, Дмитрий Изместьев поделился с журналистами.
Если сравнить, сколько информации воспринимается после прочтения текста, его прослушивания, разговора на тему занятия и выполнения практического задания, то количество запоминаемого различается в разы (на десятки процентов). Самые высокие шансы усвоить новый материал у человека, который закрепляет сказанное об изучаемом предмете выполнением упражнений. Многие учебные центры стремятся увеличивать количество практических занятий.
Но даже если человеку удается запомнить большой объем сведений, мозг устроен так, что они быстро забываются, это подтверждает, в частности, кривая Эббингауза. Опытным путем было установлено, что больше всего информации забывается сразу после запоминания, а не спустя длительное время, как иногда принято думать. Через месяц кривая забывания становится фактически горизонтальной.
В «Сетевой Академии ЛАНИТ» помогают запомнить материал «навсегда», основываясь на методах эффективного усвоения, которые используются при разработке учебников. Например, Дмитрий Изместьев порекомендовал взять на заметку прием, который подойдет изучающим иностранные языки. Заученную на уроке информацию рекомендуется повторить через день в течение 10 минут, спустя неделю – в течение 5 минут и через месяц – еще раз, но уже в течение 2 минут. По его словам, «схема работает как чудо». В этом он убедился на собственном примере. Четыре иностранных языка, выученных с соблюдением данной схемы (по 100 новых слов ежедневно с повторением), – хорошее тому подтверждение.
При подготовке авторизованных учебников реализуется эта же схема. Важная для курса обучения информация в нужном объеме повторяется на страницах пособий с той же частотой. Данный метод позволяет добиться того, чтобы человек за время обучения обязательно усвоил важный материал.
Свои секреты на производстве видеороликов, которые все шире используются для персонального обучения. Запись ведется в профессиональных телестудиях «Сетевой Академии ЛАНИТ», оборудованных по последнему слову техники. Наряду с этим применяется ряд методических приемов, связанных, например, с привлечением внимания, частой сменой кадра, записью коротких роликов в стиле You Tube, позволяющих разнообразить виды деятельности в ходе занятия.
Как пояснил Дмитрий Изместьев, восприятие информации чередуется с ответами на короткие вопросы, выполнением упражнений и т. д. Кстати, лучше всего справляются с экзаменационными заданиями слушатели курсов, в программу которых включены видеоматериалы.
Усвоенной информации, пусть и в приличном объеме, недостаточно для формирования профессиональных навыков, которые «срабатывают» в нужный момент. Неслучайно «Сетевая Академия ЛАНИТ» предлагает курсы в форме технических тренингов с большим количеством практических упражнений. В рамках курса по изучению ПО 40% занятий отводится для усвоения теории и 60% – для выполнения заданий. Обратно пропорциональное соотношение соблюдается при разработке курсов теоретической направленности, например, по управлению проектами, рисками и т. д.
Не менее важный элемент обучения – тест. Для того чтобы вопросы с предложенными вариантами ответа на них действительно служили инструментом измерения уровня знаний, тесты следует разрабатывать на основе методики статистического анализа. Учебный центр «Сетевой Академии ЛАНИТ» – одна из немногих компаний в России, использующих последние достижения в области проверки знаний, например, классическую теорию тестов, Item response theory (IRT). Еще одно преимущество центра в том, что тесты на русском языке предлагаются по всем преподаваемым курсам.
Увеличение оборота учебного центра «Сетевой Академия ЛАНИТ» в компании связывают с внедрением нового формата проведения очных курсов – персонального обучения и успешной реализацией в 2011–2012 учебном году большого количества образовательных проектов, причем не только в сфере ИТ-образования. Достойное качество ИТ-обучения сегодня востребовано, особенно в тех отраслях и видах деятельности, где нет своих специализированных учебных центров.
По выражению Дмитрия Изместьева, многие проекты, выполненные учебным центром в минувшем году, были связаны с ИТ весьма отдаленно. Скорее их можно отнести к категории социально значимых проектов, реализованных с применением ИТ-решений. Среди подобных масштабных проектов можно выделить подготовку общественных наблюдателей к участию в проведении ЕГЭ по заказу Общественной палаты РФ.
Как рассказал на пресс-конференции ответственный секретарь Комиссии Общественной палаты Российской Федерации по развитию образования Юрий Съедин, впервые был организован дистанционный курс обучения для всех желающих стать общественными наблюдателями во время школьных выпускных экзаменов. В рамках проекта сотрудники «Сетевой Академии ЛАНИТ» за неделю подготовили 4-часовой курс, предусматривающий теоретическое обучение, промежуточное и итоговое тестирование, разработали методические рекомендации, памятки и учебное пособие.
Для прохождения курса нужно было зарегистрироваться на сайте Общественной палаты. Такой возможностью воспользовались более 400 родителей, учителей, студентов, представителей различных организаций. Все детали проекта и вопросы относительно участия в нем можно было обсудить со специалистами на форуме в режиме онлайн.
Анализ результатов тестирования общественных наблюдателей подтвердил эффективность дистанционного обучения по разработанным ЛАНИТ учебным пособиям. Отвечая на вопросы предложенной анкеты, наблюдатели подчеркивали полезность пройденного обучения, актуальность тематики и целостность программы курса, заинтересованность в развитии проекта.
Проекты, реализованные «Сетевой Академией ЛАНИТ» в сотрудничестве с Институтом ЮНЕСКО по информационным технологиям в образовании, представил на пресс-конференции сотрудник этого института Вадим Халаджиев. На основе решений ЛАНИТ учебным центром было разработано несколько видеокурсов об использовании интерактивного оборудования в образовании, о методике создания и проведения презентаций, реализации потенциала социальных сетей.
Применение современных ИТ-инструментов расширяет возможности образовательных учреждений, способствует улучшению педагогических практик, помогает повысить интерес детей и подростков к учебе. Большинству учителей еще предстоит научиться работе с интерактивными образовательными средствами. В настоящее время обучение предлагается педагогам только в режиме онлайн, однако, как сообщил Вадим Халаджиев, в разных странах планируется внедрять очную и смешанную формы обучения.
Еще один любопытный образовательный проект предусматривал обучение сотрудников 35 департаментов, 10 префектур и 125 управ Москвы разработке и внедрению энергосервисных договоров. Как известно, политика энергосбережения входит в число приоритетных направлений развития нашей страны. Российское правительство поставило задачу к 2020 г. снизить энергоемкость ВВП на 40%.
Одним из способов ее решения является заключение энергосервисного договора. Предложенный на законодательном уровне механизм достижения поставленной цели специалисты относят к разряду остроумных. Суть договора в том, что заказчик выбирает компанию для проведения модернизации своей энергетической инфраструктуры. Компания, выступающая в роли исполнителя, выполняет все необходимые работы на собственные средства. Компенсировать затраты на модернизацию исполнитель сможет за счет экономии, достигнутой заказчиком в результате модернизации.
Практика заключения подобных договоров только формируется. Возникает много вопросов юридического, экономического и технического характера, связанных с внедрением предложенного правового механизма. Но, пожалуй, одной из наиболее острых является проблема нехватки специалистов в этой области. Для повышения квалификации госслужащих, в частности, сотрудников муниципальных образований Москвы, столичный Департамент топливно-энергетического хозяйства, решил провести соответствующее обучение и обратился за помощью в ЛАНИТ.
Уникальность реализованного проекта в том, что специалисты учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ» подготовили первое русскоязычное пособие под названием «Развитие профессиональных навыков в сфере внедрения энергосервисного контракта». На основе технологии быстрой разработки материалов для электронного обучения (e-learning) подготовленные комплекты были преобразованы в электронные пособия для дистанционного обучения.
Представленные на пресс-конференции проекты лишь небольшая часть портфолио компании, наглядно демонстрирующей, что опыт, накопленный при организации авторизованного обучения, востребован во многих сферах деятельности. Благодаря этому и удается расширять границы ИТ-обучения.
В заключение стоит сказать еще об одном. Делясь секретами обучения, руководитель учебного центра «Сетевой Академии ЛАНИТ» и по совместительству ведущий пресс-конференции увлекся настолько, что едва не нарушил одно из главных правил – не злоупотреблять временем и вниманием слушателей. Под занавес разговора с журналистами и прозвучало небезосновательное замечание одного из коллег, пусть и в виде риторического вопроса.
Воспринято сказанное было с пониманием и благодарностью. Сложилось впечатление, что Дмитрий Изместьев отнесся к ремарке журналиста о продолжительности мероприятия как к заданию на дом и готов при подготовке следующих пресс-конференций уделить этому особое внимание на этапе составления программы.
Это, на мой взгляд, еще один штрих к корпоративному портрету учебного центра «Сетевой Академии ЛАНИТ». Непрерывно осваивать новое, применять теоретические знания на практике, оттачивая навыки выступления перед аудиторией, делать выводы из недочетов и допущенных ошибок – принципы, которые стремятся соблюдать те, кто учится, и те, кто преподает или отвечает за организацию бизнес-процесса. Всегда есть над чем поработать и профессионалам – тем, кто действительно преуспел в постижении тонкостей ремесла на ниве ИТ-обучения.