• RU EN
  • +7 (495) 967-66-70
  • Прочитай у нас курс
  • academy@academy.ru
Ваш город: Москва Казань
Регистрация Вход
Задать вопрос Корзина пуста
  • О нас   
    • Направления обучения
    • Формы обучения
    • Инфографика
    • Программа лояльности
    • Пресс-центр
    • Учебным центрам
    • Реквизиты
    • Сведения об организации
  • Курсы  
  • Услуги  
    • Проектные услуги
    • Консалтинговые услуги
    • Организация обучения
    • Разработка учебного контента
    • Платформы и готовые решения
  • Контакты  
Главная страница | Об Академии | Публикации | Пресс-центр
ПОИСК
 

МЕНЮ
Сведения об образовательной организации
Формы обучения
Вакансии
Фотогалерея
Академия в цифрах
Пресс-центр
Учебным центрам
Реквизиты
Деятельность в сфере информационных технологий
ВЕНДОРЫ
ГК Астра
РЕД СОФТ
Arenadata
Р7
Киберпротект
Скала^р
Postgres Professional
Altex Soft
Kaspersky
Базальт СПО
НТЦ ИТ РОСА
НОРБИТ
МойОфис
Microsoft
MS Office
Cisco Systems
Курсы по технологиям VMware
Avaya
Dell Technologies
Check Point
Oracle
IBM
Huawei
SUSE Linux
Micro Focus
ВСК Университет
1С
Orion soft
МТС-линк
Все вендоры
НАПРАВЛЕНИЯ
Импортозамещение
ГИС ЖКХ
Linux
Python
Платформа и решения ТУРБО
Информационная безопасность
Авторские курсы по технологиям Microsoft
Бизнес-аналитика
Администрирование ОС
Администрирование БД
IT-менеджмент
Виртуализация
Java
Курсы для пользователей ПК
Курсы для разработчиков
Бизнес-менеджмент
Бизнес-тренинги
Программирование и СУБД
Разработка БД
Сетевые технологии
Тестирование ПО
Управление проектами
Все направления
ПУБЛИКАЦИИ

Отсидеться не получится: как оценить эффективность онлайн-курсов

Отсидеться не получится: как оценить эффективность онлайн-курсов


РБК PRO,
02.12.2019
 
Юлия Шикова



Юлия Шикова, директор учебного центра «Сетевая Академия Ланит» приводит шесть стереотипов, сложившихся вокруг дистанционного образования, помогает взглянуть на него по-новому и оценить результаты обучения

Согласно исследованиям американских и европейских аналитиков, к 2025 году около 2/3 всех образовательных программ будут дистанционными. По данным EdMarket Research, уже сейчас 70% компаний используют онлайн- вкупе с офлайн-обучением. Дистанционные форматы внедряют не только представители крупного и среднего бизнеса, но и организации численностью менее 100 человек. Тем не менее многие компании все еще с недоверием относятся к обучению «на расстоянии», отдавая предпочтение очному формату. Одна из причин этого — стереотипы.

Стереотип № 1. Дистанционное корпоративное обучение — это дорого

Это не всегда так. Одно из преимуществ дистанционного образования — то, что оно позволяет обучать любое количество сотрудников в разных регионах без лишних затрат на командировки и серьезного отрыва от производственного процесса. Масштабные образовательные проекты в расчете на каждого обученного сотрудника обходятся намного дешевле традиционного подхода — экономия составляет 30–40%. Окупаемость достигается за счет большей численности учащихся по сравнению с очными формами обучения. А при высоком уровне текучести кадров дистанционный формат позволяет сэкономить на подготовке новых сотрудников.

Стереотип № 2. Обучать сотрудников дистанционно можно дешево или бесплатно

Сейчас можно найти массу недорогих образовательных программ. YouTube переполнен роликами, а Рунет — статьями на всевозможные темы. Однако, согласно исследованию EdMarket, барьеры на входе в рынок дистанционного и онлайн-образования еще не успели сформироваться, поэтому качество большинства доступных решений оставляет желать лучшего, а поиск подходящих по содержанию и уровню проработки программ отнимает много времени.

Важно разделять понятия. Информирование нельзя считать обучением. Чтобы процесс получения информации можно было назвать образовательным, необходимы структура, методологическая проработка, взаимодействие с наставником, средства вовлечения, контроль прогресса и еще целый набор педагогических средств. Для создания качественного продукта требуются компетенции большой команды — методологов, преподавателей, разработчиков, художников, аниматоров, операторов, монтажеров, верстальщиков, менеджеров и т.п. Разработка восьмичасового курса со структурированной программой, видеоматериалами, учебным пособием, упражнениями, тестами и тренажерами в среднем занимает 72 дня, и это без учета трудозатрат менеджмента и методического руководства. Но именно такой дистанционный курс позволяет полностью усвоить материал.

Стереотип № 3. Внедрение системы дистанционного образования — это слишком сложно

Для создания корпоративной образовательной инфраструктуры нужна серьезная подготовка: принятие принципиального решения, организационные изменения, выбор и настройка программного обеспечения (ПО), техническое оснащение и многое другое. Но если в компании пока небольшой штат сотрудников, вовсе не обязательно разворачивать систему дистанционного образования (СДО) или создавать корпоративный университет. Есть масса других вариантов — это онлайн-подключение к очным группам, вебинары, готовые программы повышения квалификации, специально разработанные под задачи компании электронные или видеокурсы, интерактивные учебники и еще множество инструментов. Главное — выбирать обучение с практическими заданиями или симуляторами работы, с реальной поддержкой преподавателя, с возможностью контроля прохождения курса и его результатов.

Стереотип № 4. Организовать дистанционное обучение в компании легко

Во многих компаниях есть выделенный сотрудник, который оцифровывает корпоративные материалы, ищет дополнительную информацию и размещает в общем доступе. Да, учебные пособия и внутренние регламенты в электронном виде удобнее и доступнее. Однако практика показывает, что сотрудники предпочитают распечатывать текстовые документы для изучения.

Зачастую внутренняя документация представляет собой набор сложных для восприятия инструкций. Если просто перевести такую документацию в электронную форму, это не обеспечит легкое усвоение информации сотрудниками.

Пачку регламентов, к примеру, можно переработать в тестовые задания с эталонами ответов к ним. Задания представить в виде ситуационных задач с описанием реальных кейсов. Кейсы сопроводить комиксами — иллюстрациями, содержащими ключевые детали вопроса. Так толстая пачка регламентов превратится в наглядное пособие.

Для построения системы обучения важен комплексный подход, и здесь один в поле не воин.

Стереотип № 5. Эффективность дистанционного обучения ниже, чем очного

Для каких-то ситуаций это утверждение верно. Сложность контроля за образовательным процессом и низкая мотивация учащихся могут свести любое образование на нет, особенно дистанционное. Массовые открытые онлайн-курсы оканчивают всего 3,5% слушателей. У онлайн-школ результаты выше, они постоянно над этим работают. Однако и здесь обучение завершают максимум 10–15% учащихся — это за свои же деньги! Конечно, это неэффективно.

Но и у очного обучения есть ряд ограничений: территориальная распределенность, отрыв сотрудников от работы, пробки на дорогах и неудобный график курсов. Когда необходимо быстрое информирование (например, при обновлении системы), очный формат сложно реализуем, тогда как микрообучение в виде роликов или мультфильмов идеально справится с задачей.

Важно понимать, что имеется в виду под эффективностью. Если говорить о процессе обучения, то эффективность — это то, насколько человек усвоил полученные знания. Есть масса инструментов управления этим процессом — даже в дистанционном формате, начиная от формата подачи материала, чередования модулей теории и практики, наличия возможности задавать вопросы преподавателю и заканчивая заданиями, тестами, тренажерами для отработки навыков. Основная задача поставщика обучения — провести слушателя за руку от начала и до конца. Современные технологии это позволяют.

Эффективность в глобальном смысле — когда достигнуты цели, поставленные до начала обучения. Это может быть повышение квалификации, соответствие нормативам, освоение новой профессии, работа с оборудованием. Но для получения результата должны сойтись разные факторы:

  • четкие цели,
  • мотивация сотрудников учиться,
  • готовая учебная инфраструктура,
  • выстроенная образовательная траектория,
  • проработанное вхождение в процесс обучения (предварительная аттестация),
  • система оценки знаний,
  • понятные карьерные схемы,
  • возможность применять полученные навыки на практике.

Как измерить ROI корпоративного образования


Обучение персонала — это инвестиции в развитие бизнеса, в трудовой потенциал. И подходы к расчету его рентабельности схожи с оценкой инвестиционной привлекательности. Результатов здесь и сейчас ждать нельзя, но отслеживать динамику необходимо.

При расчете эффективности корпоративного обучения используются различные методики:

  • ROI — возврат от инвестиций,
  • ROE — возврат от ожиданий,
  • методика BARS — метод поведенческих шкал,
  • модель человеческого капитала.

Однако самая распространенная — модель Дональда Киркпатрика. Она учитывает четыре аспекта обучения:

  • удовлетворенность,
  • знания,
  • поведение,
  • бизнес-результаты.

Усовершенствованная версия этого метода — пятиуровневая модель Джека Филлипса. Он добавил в модель данные об исходных затратах (нулевой уровень) и окупаемости вложений (пятый уровень).

Прежде всего необходимо сформулировать конкретные измеримые цели и желаемый финансовый результат, а также зафиксировать отправную точку. Далее работа строится по модели Киркпатрика: проводится сбор данных во время и после обучения для оценки реакции, уровня знаний и действий сотрудников (опросы, тесты, наблюдения) и анализируются итоги в контексте бизнес-задач. Ключевыми индикаторами могут выступать:

  • снижение текучести кадров,
  • повышение производительности труда,
  • сокращение затрат,
  • улучшение качества товара или услуг,
  • доля рынка и т.д.

Для подсчета отдачи на инвестиции остается перевести эти показатели в денежный эквивалент. Сложность и неоднозначность метода в том, чтобы изолировать эффективность обучения от прочих факторов, влияющих на бизнес-результаты, а это почти невозможно.

Патриция Филлипс, президент и CEO ROI Institute и автор книги The Bottomline on ROI (в переводе с англ. «Итог по ROI»), считает, что рентабельность обучения нужно оценивать только в 5–10% случаев, а в остальных достаточно контроля практических навыков в реальной трудовой жизни. К примеру, внедрение в компании нового программного обеспечения или информационной системы всегда сопряжено с риском того, что технологии останутся невостребованными либо задействованными не в полной мере. По данным нашего партнера Micro Focus, 38% приобретенного софта не используется, то есть треть инвестиций расходуется зря. Подавляющее большинство (76%) пользователей не умеют работать с установленным в организации ПО. Экономические потери от простоя технологий зачастую несопоставимы со стоимостью обучения сотрудников, особенно дистанционного. А во многих случаях затраты на оценку ROI корпоративного образовательного проекта могут превышать инвестиции в этот проект.

Стереотип № 6. Дистанционное образование пассивно

Принято считать, что очное образование предполагает активное взаимодействие слушателя с преподавателем. На практике все иначе — порой учащиеся используют возможность посещения класса для того, чтобы вырваться из офиса, пообщаться с коллегами или просто «отсидеться». Выходит, активность обучения зависит не от формата, а от организации образовательного процесса, использования методик удержания внимания, грамотно выстроенной обратной связи.

Как и очное, дистанционное обучение дает наибольший эффект только тогда, когда происходит вовлечение сотрудников в учебный процесс. Для этого требуются интерактивные элементы (диалоги, виджеты, контрольные вопросы), учебные тренажеры с подсказками и оценкой выполнения, входной, промежуточный и итоговый срез знаний, система отслеживания процесса обучения. И конечно, мотивация сотрудников к обучению.

Источник:
https://pro.rbc.ru/news/5dd73f939a7947d36b1b453e?from=center

Об академии | Курсы | Расписание | Услуги | Карта сайта | Контакты

Адрес: 105066, г. Москва, ул. Доброслободская, 5.
Телефоны: +7 (495) 967-66-70 , 967-6695; Факс: (499) 265-5101
e-mail: academy@academy.ru

ЗАДАТЬ ВОПРОС
Скоро Вы получите запрошенную информацию на указанный адрес электронной почты