Проблемы и перспективы IT-образования в России
Проблемы и перспективы IT-образования в России
itnews/ #16 (155) 2010
Юрий Курочкин, itnews
07.09.2010 г.
Учебный центр «Сетевая Академия ЛАНИТ» пригласил журналистов, чтобы поделиться своим 15-летним опытом и обсудить проблемы и перспективы IT-образования в России. В беседе приняли участие представители двух крупных партнеров центра — IBM и Microsoft.
Авторизованные учебные центры появились в России в 90-е годы, когда стало ясно, что скорость развития информационных технологий превосходит скорость реагирования вузов на происходящие изменения. К тому же возникла необходимость широкомасштабного «дообучения» взрослых людей, а это область отдельной науки — андрогогики, так что педагогические методики и их носители — преподаватели вузов — оказались во многом непригодны для этой деятельности.
Компании-вендоры самостоятель но занялись подготовкой специалистов: сами готовили учебные материалы, формировали требования к аппаратному и кадровому оснащению учебных центров, проводили их авторизацию. Специфика обучения требовала, чтобы до 50% учебного времени занимали тренинги, то есть практическая работа учащихся под контролем опытных специалистов. Количество учебных курсов быстро росло, и сегодня только IBM и Microsoft предлагают по 400–500 программ по своим продуктам.
Если в начале 2000-х сертификат об успешном окончании учебного курса давал значительные преимущества при устройстве на работу, то сегодня его наличие стало практически стандартным требованием к кандидатам. Для подготовки по выбранной специальности обычно требуется пройти уже несколько курсов. В Microsoft ввели еще и особые элитные сертификации для CIO — «MS Архитектор» и «MS Мастер».
Изначально слушателями курсов были в основном представители корпоративного сектора, однако в последние годы все более востребовано обучение государственных служащих. При этом часто идет речь о крупных проектах, которые требуется реализовать в короткие сроки, так что учебным центрам иногда приходится привлекать и своих потенциальных конкурентов в качестве субподрядчиков (в частности, «Сетевая Академия ЛАНИТ» привлекала учебный центр «Микроинформ», чтобы обучить масштабную аудиторию сотрудников Федерального казначейства России). Кризис 1998 года подстегнул развитие региональных учебных центров и усадил за парту еще одну категорию учащихся — индивидуальных пользователей,стремящихся повысить свою стоимость на рынке труда.
Формы и методы работы учебных центров динамично меняются по мере развития самих информационных технологий. Уходят в прошлое бумажные учебники — их заменяют электронные. Распространение широкополосного доступа в Интернет позволило внедрить в обучение видеоконференцсвязь и удаленные тренинги с использованием вычислительных мощностей и сложного дорогого оборудования, находящегося порой за тысячи километров от обучающего центра (это, в частности, дает возможность проводить обучение на территории заказчика).
Кризис 2008–2009 гг. привел к сокращению рынка авторизованного обучения в России приблизительно на 40%. Почти до нуля упал спрос на курсы по управлению проектами и IT-менеджменту. Многие учебные центры в дополнение к IT-курсам вынуждены были ввести другие — по рисованию, иностранным языкам, подготовке к ЕГЭ и пр. Сейчас рынок еще не совсем выправился, но уже показывает рост. Интересно, что в период выхода из кризиса значительное падение зарплатных требований дало возможность предприятиям сразу отправлять молодых специалистов на авторизованные курсы для получения специальных знаний, необходимых для практической работы.
В последние годы в учебных центрах начали адаптировать программы вендоров к специфическим задачам предприятий. В частности, в «Сетевой Академии ЛАНИТ» реализуется целый ряд нестандартных программ. С этой осени стартует программа индивидуального обучения. Она позволит вести занятия, объединив несколько неполных групп, и каждый записавшийся сможет заниматься по индивидуальному плану.
Широкое распространение авторизованного обучения выдвигает требование локализации учебных программ и продуктов. Одна из тенденций последнего времени — переход к облачным вычислениям — может привести к значительному сокращению потребности компаний в системных администраторах. Должность сисадмина сохранится у провайдеров облачных услуг, но резко возрастут требования к их квалификации. Таким образом, перед обучающими центрами встанет задача готовить меньше специалистов этого профиля, но с гораздо более глубокими знаниями. В то же время переход к облачным технологиям решит одну из технических проблем обучающих центров: им не придется каждый год обновлять свой парк оборудования в соответствии с растущими требованиями вендоров — все необходимые ресурсы можно будет получать в «облаке».