Специфика обучения ИТ-специалистов в России
Специфика обучения ИТ-специалистов в России
ИТ-отрасль в России очень молода - средний возраст ИТ-менеджера составляет 25-26 лет, и с каждым годом эта профессия все «молодеет». Между тем отрасль стремительно развивается, появляются все новые технологии, новые сферы применения ИТ-технологий, а значит – возникает все большая потребность в «рабочих руках».
И вот к 2007 году в России сложилась ситуация кадрового голода. Нехватку квалифицированных специалистов ощущают сегодня многие отрасли экономики, и это несмотря на то, что практически каждый технический вуз каждый год выпускает большое количество ИТ-специалистов.
Каковы же причины такой ситуации и в чем специфика обучения ИТ-специалистов в России?
Взаимоотношения ВУЗов и ИТ-компаний
Первая причина очевидна: к сожалению, российская высшая школа не дает ИТ-компаниям стопроцентно подготовленных специалистов. Одним из препятствий на пути развития ИТ-образования, отвечающего требованиям сегодняшнего дня, является структура утвержденных учебных программ для вузов. Дело в том, что вузы по-прежнему больше ориентированы на подготовку студентов к научной карьере, чем к практической деятельности, хотя понятно, что 90% студентов идет работать именно в бизнес. В программах вузов до 60% времени отводится на обязательные дисциплины – а такая негибкая структура не дает вузам возможности менять программы обучения, отражая новые тенденции в области.
Поскольку компании очень нуждаются в ИТ-специалистах, выпускников- «полуфабрикатов» все равно приходится принимать на работу. Но молодой специалист, даже получивший образование в лучшем вузе страны, все равно нуждается в «доработке»: его надо доучивать, учить практике, на что уходит от 3 до 6 месяцев, а для многих специальностей - и больше (порядка 3 лет). Нельзя не отметить также, что знания в ИТ-сфере устаревают очень быстро, поэтому, после получения высшего образования, эти специалисты все равно должны постоянно повышать квалификацию.
Решаема ли проблема разрыва между уровнем высшего образования и потребностями ИТ-рынка? Конечно, решаема.
Для выпуска достаточного количества востребованных на рынке специалистов необходимо провести ряд работ по изменению структуры специальностей, связанных с информационными технологиями, причем вузам этот вопрос надо прорабатывать обязательно в плотном взаимодействии с ведущими ИТ-компаниями. Этот процесс должен сопровождаться совершенствованием стандартов высшего образования, приближения их к мировому уровню.
Выделим несколько действенных шагов решения задачи приведения молодых ИТ-специалистов к уровню запросов российского ИТ-рынка:
1. Необходимо уменьшение времени, отводимого в вузах на изучение обязательных дисциплин, до 25-30% от общего объема. Это могло бы помочь сделать программы обучения более гибкими, дать возможность вводить в программу предметы, содержащие актуальную информацию. Для увеличения темпов обновления учебных программ важным шагом может стать также создание механизма межвузовского обмена разработками, методикой преподавания, т.к. у разных вузов накоплен определенный опыт адаптации программ под потребности рынка.
2. Очень важным шагом решения задачи становится взаимодействие Учебных Центров, занимающихся дополнительным, авторизованным обучением, и вузов. Вузы дают учащимся фундаментальную подготовку, а учебные центры помогают выпускникам вузов соотнести полученные знания с бизнес-практикой и, при необходимости, обновлять эти знания. Первые успешные совместные проекты по подготовке ИТ-специалистов в бакалавриате, магистратуре и программах дополнительного образования уже делаются. К примеру, Сетевая Академия совместно с МГУ им. Ломоносова принимает участие в проекте ВКШ «Эксперт» - программе дополнительного образования, готовящей кадры для современного бизнеса.
3. Надо организовать привлечение специалистов-практиков из сферы ИТ к разработке образовательных стандартов и преподаванию в вузах;
4. Очень полезной методикой, к сожалению, пока редко используемой, являются стажировки студентов в ИТ-компаниях с возможностями последующего трудоустройства или же специальная подготовка студентов под заказ той или иной ИТ-компании.
Можно отметить как положительную тенденцию то, что в последнее время вузы стали стараться корректировать свое фундаментальное образование под потребности бизнеса. Если этот процесс будет развиваться успешно, через несколько лет вузы будут выпускать большое количество студентов, полностью готовых к работе в бизнес-структурах.
Дополнительное обучение как средство решения вопроса нехватки кадров
Еще одна причина нехватки в России действительно высококвалифицированных специалистов ИТ-сферы заключается в том, что в ИТ-бизнесе технологии развиваются так стремительно, что человек, выключенный из профессии на непродолжительное время, уже не может считаться профессионалом. Специфика отрасли заключается в том, что ИТ-специалист должен постоянно совершенствовать свои знания, овладевать новыми, уметь и, что немаловажно, хотеть быстро обучаться новым продуктам и технологиям. Эффективное внедрение и эксплуатация современных информационных систем невозможны без отлаженной системы оперативной подготовки специалистов. Но процесс подготовки профессионалов для современного ИТ-бизнеса осложняется тем, что связь между высшим образованием и остальными формами образования (дополнительное, авторизованное) в России пока практически отсутствует, и это – серьезная проблема, которая должна решаться, в первую очередь, на государственном уровне, т.к. необходимы изменения в нормативно-законодательной базе.
То, что возможно делать в существующей ситуации в России, делается Учебными Центрами, предлагающими авторизованное обучение – наиболее гибкую форму обучения, ориентированную на получение практических навыков. Именно за краткосрочными курсами будущее ИТ-образования в России, поскольку именно эта сфера нуждается в образовании мобильном, гибком, легко подстраивающемся под потребности бизнеса. Доказано, что обучение на авторизованных курсах, выпускаемых компаниями-производителями, является наиболее эффективным способом обучения, и причины этого очевидны:
§ Производитель, занимающийся разработкой продукта и программой обучения по его использованию, лучше всего знает об устройстве продукта, его особенностях. Ведущие компании-производители регулярно, по несколько раз в год, обновляют как курсы, внося в них новые знания, так и системы сертификации специалистов.
§ Система обучения охватывает весь спектр продуктов компании-производителя.
§ Курсы предназначены для всех категорий специалистов, так что каждый может выбрать необходимый уровень - в параметрах курса указаны требования, уровень необходимой предварительной подготовки.
§ Фирменные курсы построены в виде интенсивных технических тренингов (40% лекций, 60% практических занятий). Знания, умения и навыки, которые специалист получает на курсах, четко определены и сформулированы, а обучение построено на основании практических примеров.
§ Инструктор имеет и преподавательский, и практический опыт, сертифицирован производителем, что гарантирует качество преподавания.
§ Авторизованные курсы связаны с системой сертификации.
Но здесь мешает специфически российская проблема: российские ИТ-специалисты традиционно не любят систематично учиться. При том, что в последние годы наблюдается положительная тенденция, данные опроса, который был проведен в 2007 году среди посетителей сайта www.academy.ru, не очень утешительны: российские ИТ-специалисты по-прежнему в большинстве своем предпочитают учиться по книгам, у коллег и на собственных ошибках (см. рис.).

Конечно, в самообразовании нет ничего плохого, но, как мы уже отметили, в обучении на авторизованных курсах важно именно то, что вендоры постоянно следят за качеством курсов, обновляют их, устанавливают стандарты. А кроме того, обучение в классе имеет еще ряд дополнительных преимуществ, которые нельзя получить, просто читая книгу:
§ В классе специалист получает отработанные и проверенные опытом (в том числе опытом инструктора и коллег, пришедших на обучение) знания и навыки, которые он может использовать в дальнейшем.
§ В классе ученик может пробовать, проводить эксперименты, делать ошибки и исправлять их, используя учебное оборудование, что совершенно невозможно сделать на рабочем месте, не нанося урон дорогостоящему ИТ-оборудованию
§ По каждому курсу существует учебник – полный конспект курса, а это значит, что слушателям не нужно делать заметки, и они могут сконцентрировать внимание на основном материале, а к учебнику обращаться потом, в процессе работы.
§ Обычно курсы проводятся для небольших групп, что позволяет инструктору уделять достаточно внимания каждому участнику тренинга и корректировать ошибки или помогать разбираться с проблемами.
§ Учебный центр гарантирует качество обучения - так, например, в Сетевой Академии слушатель имеет право в течение 3 месяцев обращаться к своему инструктору за помощью, с любыми вопросами. И, как показывает практика, слушатели пользуются этим правом не только 3 месяца – инструктор не отказывает в помощи своим студентам, даже если они обучались полгода или год назад.
В России в вопросе дополнительного обучения в последний год наблюдается положительная тенденция – все большее количество работодателей ИТ-сферы понимает выгоды дополнительного авторизованного обучения. Работодатели также поняли, что сертификация от вендора является «знаком качества» специалиста: у большинства вендоров в описании сертификации прописано, какими именно знаниями, умениями и навыками обладает специалист, получивший данную сертификацию, а значит, руководитель понимает, чего именно он может ожидать и требовать от специалиста. Да и сами ИТ-специалисты, как показывает опрос на нашем сайте, также начинают больше ценить в дополнительном обучении, в первую очередь, возможность систематизировать имеющиеся знания.
При всех имеющихся положительных тенденциях ясно одно: в России не появится большого количества квалифицированных специалистов, пока не будут проведены усовершенствование высшей школы и сферы дополнительного образования. Но это не только вопрос изменений в учебных структурах. Дело в том, что, пока существует такой кадровый голод на ИТ-специалистов в России, ИТ-компании просто будут вынуждены брать неподготовленных специалистов, без образования и сертификации, чтобы как-нибудь, наскоро обучить их самым необходимым технологиям. В результате, в ИТ-компаниях работают специалисты, не получившие систематизированного обучения, их знания неполны, а итог – ошибки, влекущие за собой зачастую очень немалые потери оборудования, денег, времени.
Для решения этого противоречия необходимо не только искать пути взаимодействия ИТ-бизнеса и образовательных учреждений, но и продолжить программу формирования у ИТ-специалистов понимания важности систематического образования, постоянного самосовершенствования. Важно проводить работу, которая уже много лет проводится на Западе - демонстрировать ИТ-специалистам важность и ценность авторизованного обучения, полезность сертификации. И в эту работу необходимо включиться не только обучающим компаниям, но и компаниям-производителям программного обеспечения, и всему российскому бизнесу, заинтересованному в подготовленных качественных ИТ-кадрах.
Изместьев Дмитрий Владимирович – директор, кандидат экономических наук;
Гаврилова Ольга Анатольевна – директор по маркетингу.