IT на службе государства
IT на службе государства
"Российская газета"
19.07.2010 г.
В программу школ и вузов будет включен курс новейших информационных технологий Недавно в Федеральном казначействе России был реализован проект IT-образования сотрудников. В рамках проекта около 10 тыс. специалистов из 87 городов прошли курс очного обучения информационным технологиям. Слушателей разделили почти на 700 групп, причем в каждой не больше 20 человек. Объем курса составил более 21 000 часов аудиторных занятий в течение 21 месяца. "По завершении проекта мы провели анкетирование, по результатам которого 98% сотрудников казначейства оценили свой уровень владения IT-технологиями как отличный, - отмечает заместитель руководителя Федерального казначейства Алексей Попов. - И это немаловажно, поскольку использование IT-технологий - единственный способ повышения эффективности труда. Внедрение IT-образования в государственном секторе говорит о том, что Россия взяла курс на информатизацию не на словах, а на деле"
По окончании обучения 104 специалиста были направлены на стажировку в Германию для ознакомления с реализованными проектами разработки, внедрения и эксплуатации сложных информационных систем. Кроме того, по словам президента компании Microsoft Николая Прянишникова, в течение следующего года в российских школах и вузах планируется ввести обязательный курс IT-образования по примеру проекта, реализованного в казначействе Российский рынок IT-образования начал развиваться в 2000 году, когда стало очевидно, что вузы без соответствующей поддержки государства и частного сектора не смогут готовить кадры по новейшим IT-направлениям. Сегодня существует несколько десятков учебных центров, которые позволяют получить дополнительное IT-образование как молодым специалистам, так и сотрудникам компаний, имеющим большой опыт работы в этой сфере. У каждого из них своя специфика: некоторые просто проводят IT-сертификацию, другие позволяют получить IT-специальность как второе высшее образование. Еще несколько центров готовят управленческие кадры для высокотехнологичных отраслей экономики. В такие учебные заведения приходят учиться люди с опытом, хорошо разбирающееся в технологиях, но нуждающиеся в новых знаниях и опыте для развития бизнеса своих компаний
- Сегодня в сфере IT-образования наблюдаются две встречные тенденции, - считает директор учебного центра "Сетевая Академия ЛАНИТ" Дмитрий Изместьев. - С одной стороны, мы видим очень много новых слушателей, ориентированных на получение базовых знаний, с другой стороны - наблюдаем рост численности квалифицированной аудитории, требующей для обучения настоящих экспертов и наличия глубоких учебных программ. Я бы назвал это следующей волной обучения в сфере IT. Другими словами, новое поколение IT-специалистов приходит обучаться "с нуля", а более опытное поколение - повышать квалификацию, углублять свои знания. При этом слушатели в большинстве своем предпочитают очные IT-курсы
- Дистанционное обучение развивается, но не слишком активно, - говорит директор департамента IT-обучения компании IT Expert Роман Журавлев. - Пока что оно применяется преимущественно для масштабных программ корпоративного обучения и для получения знаний самого начального уровня. Продвинутые пользователи, небольшие компании и частные лица предпочитают живой контакт с преподавателем и возможность обмена опытом с другими участниками процесса. Думаю, однако, что доля дистанционного обучения в общем объеме учебных программ на рынке будет расти - это общемировая тенденция.
Что же касается наиболее востребованных направлений IT-образования, то продолжается тенденция повышения базового уровня работы с информационными технологиями как со стороны частных пользователей, так и в сфере корпоративного обучения. Стабильно высок спрос на учебные программы, связанные с наиболее распространенными системами автоматизации предприятий. Растет интерес и к обучению современным подходам к управлению IT, в частности руководству, контролю, внутреннему аудиту IT-деятельности в организациях.
КОРРЕСПОНДЕНТ "РГ"
справка
В российских школах внедрение ИКТ поддерживается нацпроектом "Образование". В 2004 году в РФ была достигнута компьютеризация всех 40 тысяч школ из расчета не менее 1 компьютера на школу, а к 2007 году каждой школе был обеспечен доступ в Интернет. В том же году 8 тысяч школ получили финансирование в размере 1 млн рублей на приобретение компьютеров и повышение квалификации преподавателей. Сегодня государство ежегодно выделяет на эти цели более 50 млн рублей. В столичных школах компьютерные классы состоят из 7-10 компьютеров, в регионах - из 3-5