По дороге в облака: Эволюция ИТ-обучения
По дороге в облака: Эволюция ИТ-обучения
Юлия Шикова Директор учебного центра «Сетевая Академия ЛАНИТ» |
Традиционное очное обучение сродни крокодилам, неплохо себя чувствующим вот уже 200 млн. лет. Однако эволюция не стоит на месте – появляются новые формы обучения, успешные совершенствуются, а тупиковые исчезают.
Если рассмотреть процесс эволюции краткосрочного ИТ-обучения, то основная ветка его развития будет выглядеть следующим образом:
Традиционное очное обучение давно и прочно заняло свою нишу, сродни крокодилам, неплохо себя чувствующим вот уже 200 млн. лет. Однако эволюция не стоит на месте, пробует, экспериментирует – появляются новые формы жизни, успешные совершенствуются, тупиковые исчезают.
В развитии форм обучения, если использовать эту параллель, в качестве законов природы, регулирующих естественный отбор, чаще всего выступают работодатели.
Именно они определяют – где и как лучше учить своих сотрудников. А ключевым критерием при этом является возврат на инвестиции, т.е. соотношение затрат и полученного в виде компетентных специалистов результата.
Эволюция форм обучения, как и форм жизни, откликается на изменение внешней среды, в которой с развитием ИТ то и дело появляются новые возможности. Так возник, попытался захватить мир и в конечном итоге обосновался в своей небольшой нише формат дистанционного обучения. Не стоит приравнивать эту ветку к тупиковой, но высокие требования формата к мотивации и умению учиться самостоятельно позволяют эффективно его применять только для узкого спектра задач.
Попытки усовершенствовать дистанционный формат, добавить в него основные преимущества очного обучения привели к мутации в виде вебинаров.
Безусловно, удачный выбор для краткого 1-2 часового обзора, но не подходящий для даже однодневного серьезного обучения. Не подходящий именно с точки зрения принципов естественного отбора – невозможно обеспечить хоть сколько-нибудь приемлемое качество обучения каждого слушателя в группе.
Следующим витком эволюции стало авторизованное обучение, которое добавило к очному ген гарантированного вендором качества. Вот уже более 20-ти лет эта форма прочно удерживает позиции там, где специалистам важно иметь знания и умения работать с продуктами конкретных производителей. Причем, эти знания и умения достаточно жестко разделены по специализациям и уровням и подтверждены международными сертификатами.
В попытках повысить качество обучения без особого увеличения затрат, эволюция попыталась скрестить очное групповое обучение с индивидуальным, которое может обеспечить высокое качество, но и требует колоссальных затрат.
Что интересно, попытка удалась.
Персональное обучение потому так и называется, что позволяет преподавателю в группе работать с каждым индивидуально и столько, сколько нужно слушателю для усвоения всего объема программы. В формате персонального обучения сегодня проводятся и авторизованные курсы – вендоры признали его высокую эффективность.
Такое обучение дороже очного? Нет. Оно качественнее? Да, это подтверждено и результатами тестирования слушателей после курсов. Поэтому все предпосылки для дальнейшего успешного развития этой ветви налицо.
Да и не только предпосылки – персональное обучение уже развивается дальше. Этот формат, как и очный, не лишен затрат на проезд и проживание иногородних слушателей. Возможно ли, если не избавиться от них, то существенно сократить? Не в ущерб качеству, разумеется.
Ответ на этот вопрос нашелся в новой среде обитания – облаках.
Адаптация персонального обучения к облачным условиям жизни привела, казалось бы, к уже пройденной форме дистанционного обучения.
Однако эволюция идет по спирали, а не по кругу. Так и здесь – учтены все недостатки и ограничения прежнего формата, устранены все преграды на пути развития нового формата.
Сегодня облачное персональное обучение – это возможность полноценно осваивать сложнейшие дисциплины на рабочем месте или даже из дома под контролем и с индивидуальной поддержкой преподавателя. Видеоролики и остальные компоненты персонального обучения доступны из облака в полном объеме, доступ к лабораторным работам также поддерживается облачными технологиями, работа с преподавателем ведется с помощью веб-инструментов личного и группового общения, практические работы проверяются преподавателем во время обучения.
Приживется ли новый формат на рынке ИТ-обучения? Можно было бы ограничиться общей фразой «время покажет», но все тот же критерий естественного отбора, диктуемый, как мы помним, работодателями, уже сейчас позволяет ответить на этот вопрос положительно.
По сравнению с очным обучением качество облачного персонального выше, а затраты, как ни странно, ниже.
Ниже благодаря сокращению расходов на доставку слушателя к месту обучения, а не за счет экономии на качестве обучения.