Сказка о ненайденном времени
Сказка о ненайденном времени
Digit. Интернет-журнал о технологиях
Дмитрий Изместьев,
директор учебного центра "Сетевая Академия ЛАНИТ
Очередная статья директора "Сетевой Академии ЛАНИТ" Дмитрия Изместьева посвящена поиску времени, которое необходимо для IT-обучения и которое трудящимся людям так непросто бывает выкроить.
Парадокс в том, что невозможно найти время на обучение, если человек работает неэффективно, а как раз это - повышение эффективности - и есть главная задача обучения. Если бизнес-процессы в компании построены так, что IT-отдел постоянно работает в авральном режиме с большими перегрузками, а специалисты не могут найти время на улучшение квалификации, результат будет плачевен - компания так и останется неэффективной. Замкнутый круг. Чтобы разорвать его, руководство должно принять непростое решение - оторвать своих перегруженных айтишников от работы, найти время для их обучения. Это сделает их более эффективными. Как следствие, проблема перегруженности будет решена хотя бы отчасти, а возможно, и полностью.
Выкроить время на обучение бывает действительно нелегко, мне это известно из собственного опыта. Но результаты того стоят. Несколько лет назад мы проводили внутренние курсы по Excel для менеджеров ЛАНИТ, в том числе и для тех, кто работает в "Сетевой Академии". Возник вопрос, как же заставить всех найти время и пройти курс полностью? Лучший способ - ходить на курсы вместе с подчиненными, ведь присутствие начальства, как известно, безотказный мотиватор. В итоге я прошел этот курс "от и до" вместе со своими сотрудниками, хотя и времени свободного у меня не было, и вообще я считал, что уж Excel мне хорошо знаком. Могу сказать, что программу я открыл для себя заново - одна только клавиша F4, которая в Excel превращает относительные ссылки в абсолютные и наоборот, сэкономила мне часы рабочего времени. Иными словами, мне удалось сберечь куда больше времени, чем было потрачено на обучение.
Если же говорить о корпоративных клиентах "Сетевой Академии", то прослеживается интересная закономерность. Западные корпорации, работающие в России, значительно чаще обучают своих специалистов, хотя загрузка у них обычно больше, чем у айтишников, которые трудятся в российских компаниях. При этом начальные требования к IT-персоналу в филиалах западных компаний значительно выше, это общеизвестно. Но даже нанимая подготовленных специалистов с объемными портфолио и престижными сертификатами, западный работодатель в обязательном порядке отправляет своих сотрудников на обучение. За рубежом есть четкое понимание, что эффективность персонала нужно постоянно повышать, это принципиальный, системный подход. В российском бизнесе такое понимание встречается куда реже.
Стремление сэкономить время, назначив обучение на вечерние часы или организовав дистанционный курс "без отрыва от производства", понятно. Но так же понятно и другое - после работы человек приходит на обучение уставшим и материал усваивает в разы хуже. К тому же, вечернее обучение по два-три часа в день означает, что курс сильно растянется по времени - восприятие будет фрагментарным, к концу обучения многое из первых лекций уже забудется.
От такого обучения толку немного. Что касается дистанционных курсов, то их эффективность намного меньше, чем при очном обучении. Убежден, что лучше все-таки полностью освободить специалиста от работы на пять дней, чтобы он прошел полноценный интенсивный курс. Большинство IT-курсов проходят не дольше пяти дней, есть 1-2-дневные.
Существует и компромиссный вариант - персональное обучение. Обучение проходит очно, но график все же более свободный: курс делится на фрагменты по четыре часа, и слушатель может выбрать по своему усмотрению утренние, дневные или вечерние часы для каждого занятия. Есть возможность какие-то дни полностью посвятить учебе, а другие - только частично. Мы понимаем, что у специалиста, который собирается пройти курс, могут быть и неотложные дела - клиенты, встречу с которыми нельзя отменить ни при каких условиях, важное совещание с начальством и т.п. При традиционной очной форме такие "прогулы" существенно снижают эффективность обучения, при персональном обучении - нет.
Однако вопрос эффективности следует поднимать не только на уровне рядовых специалистов - от топ-менеджмента в сфере IT, от его знаний дело зависит не меньше, чем от квалификации инженеров. Поэтому для руководителей (и не только для IT-директоров) или для тех, кто планирует занять должность в руководстве, также следует планировать и проводить обучение. И тоже, желательно, не урывками в вечерние часы или дистанционно.
Менеджеров среднего и высшего звена, как правило, интересует не ПО или "железо", а обучение таким навыкам, как управление проектами или IT-менеджмент. Впрочем, если говорить об IT-директорах, то большинство CIO - в прошлом рядовые айтишники, и им тоже бывает интересно и "железо", и софт. Что называется, для поддержания спортивной формы. Но здесь есть своя специфика: профессионал на позиции CIO вряд ли станет разбираться в тонкостях той или иной системы, а вот быть в курсе последних технологических трендов - это интересно. Поэтому для IT-директоров мы организуем обзорные курсы по изучению перспективных направлений развития IT-отрасли. Такое обучение полезно для управленца-практика, который не просто осваивает IT-бюджет, но действительно развивает бизнес с помощью новейших технологий.
Трендами последних двух лет можно с уверенностью назвать IT-аутсорсинг и облачные вычисления - IT-руководители периодически проходят обзорные курсы по этим технологиям. Говорят об облаках и IT-аутсорсинге много, но противоречиво и иногда непрофессионально. Мы систематизируем действительно полезные знания и сведения, что позволяет получить объемную и целостную картину развития целой ветви технологий. Иногда подобные курсы разрабатываются под конкретного заказчика, допустим, в тех случаях, когда руководству компании предстоит принять принципиальное решение о масштабном использовании определенной технологии в бизнесе. Поскольку большинство слушателей - руководители, то есть по определению очень занятые люди, такие курсы редко длятся больше двух-трех дней.
Подытоживая, можно смело утверждать - миф о том, что для обучения работающих IT-специалистов трудно найти время, питает сам себя. С ним можно и нужно бороться. Для этого нужны лишь решительность и профессионализм руководства компании.